УДК: 
378.184
Назаренко Анна Владимировна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, anynazar@yandex.ru, Пенза
Дианова Юлия Александровна
аспирант кафедры педагогики и психологии, Пензенский государственный технологический университет, dianova@penzgtu.ru, Пенза

Формирование инновационного потенциала молодежи средствами проектной лаборатории

Аннотация: 
Формирование инновационного человеческого потенциала является залогом развития конкурентоспособной и устойчивой экономики. Проблему становления инновационного потенциала молодёжи, в частности, решают высшие учебные заведения, готовящие высококвалифицированного специалиста, обладающего заданными компетенциями. Опыт ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет» (далее – ПензГТУ) показывает эффективность развития студента-инноватора через проектные лаборатории как обоснованное, целенаправленное и практико-ориентированное новшество образовательной среды. В рамках проектной лаборатории могут быть использованы разнообразные формы: проведение интенсивного обучающего курса, взаимодействие с наставниками и консультантами непосредственно или опосредованно, при помощи электронных помощников, проведение пленарных сессий, творческих мастерских и конкурсов проектов. Цель статьи – представить опыт организации и проведения проектной лаборатории в ПензГТУ как условие повышения социальной активности молодежи посредством активного вовлечения в инновационно-проектную деятельность. Методология и методы исследования. Исследование проводилось на основе средового подхода. Под средовым подходом понимается совокупность современных возможностей, позволяющих формировать творческий и научно-инновационный потенциал молодежи, производить социально значимый продукт и, как следствие, вызывать высокую степень социальной активности. В качестве анализируемых источников использовались труды Ю. С. Мануйлова, Е. С. Полат, В. В. Пасечника, В. Д. Симоненко, В. А. Ясвина и др. Методы исследования: анализ и синтез педагогической и психологической литературы, опыт практической деятельности. Заключение. В заключении описываются количественные и качественные показатели деятельности проектной лаборатории и ее влияние на формирование инновационного потенциала молодёжи.
Ключевые слова: 
проектная деятельность, инновационный потенциал, проектная лаборатория, образовательная среда
Библиографический список: 

1. Афиногенов О. С. Педагогическое проектирование и его особенности [Электронный ресурс] // Педагогика: история, перспективы. – 2019. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-proektirovanie-i-ego-o... (дата обращения: 01.04.2022).
2. Гуреев П. М., Гришин В. Н. Инновационный потенциал: проблемы определения и оценки [Электронный ресурс] // Инновации. – 2017. – № 4 (222). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-problemy-opr... (дата обращения: 30.03.2022).
3. Дежина И. Г., Ключарев Г. А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» // Социологические исследования. – 2018. – № 9. – С. 40–48.
4. Дианова Ю. А., Назаренко А. В. Школа инноваторов как инструмент раскрытия научно-исследовательского потенциала обучающихся // Сибирский педагогический журнал. – 2021. –
№ 3. – С. 28–36.
5. Загороднюк Т. И. Зарубежный опыт организации командной проектной деятельности в рамках образовательного процесса [Электронный ресурс] // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 5. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-organizatsii-komandno... (дата обращения: 30.03.2022).
6. Ильиных С. А., Сухорукова Н. Г., Ровбель С. В., Тевлюкова О. Ю. Формирование инновационного потенциала студенчества в контексте качества жизни [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 4 (134). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-innovatsionnogo-potentsia... (дата обращения: 30.03.2022).
7. Константиновский Д. Л. Интеллектуальный потенциал и инновационное развитие [Электронный ресурс] // Социологическая наука и социальная практика. – 2018. – № 3 (23). –
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellek-tualnyy-potentsial-i-innovats... (дата обращения: 31.03.2022).
8. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Интеллектуальный потенциал, инновации и образование [Электронный ресурс] // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. – № 4 (16). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/intellektualnyy-potentsial-innovatsii-... (дата обращения: 31.03.2022).
9. Константиновский Д. Л. Российская молодёжь в формировании и использовании интеллектуального потенциала // Социологическая наука и социальная практика. – 2017. – № 4. – С. 46–64.
10. Костецкая Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – № 18.1 (77.1). –
С. 49–51. – URL: https://moluch.ru/archive/77/13245/ (дата обращения: 01.04.2022).
11. Мануйлов Ю. С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2008. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-sredovogo-podhod... (дата обращения: 30.03.2022).
12. Нетесова Н. И. Развитие проектного метода в системе образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – № 19 (78). – С. 587–590. – URL: https://moluch.ru/archive/78/13621/ (дата обращения: 14.04.2022).
13. Ниязов Э. Ш. Этапы развития образовательной инновации [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики. – 2021. – № 1 (52). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-obrazovatelnoy-innovatsii (дата обращения: 31.03.2022).
14. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.
15. Фиофанова О. А. Социально-проектная деятельность в университетской среде как фактор развития инновационного потенциала молодежи [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2012. – №1-1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-proektnaya-deyatelnost-v-uni... (дата обращения: 31.03.2022).
16. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
17. Annunziata M., Bourgeois H. The Future of Work: How G20 Countries Can Leverage Digital-Industrial Innovations Into Stronger High-Quality Jobs Growth [Электронный ресурс] // Economics. – 2018. – № 12 (42). – P. 1–23. – DOI: http://dx.doi.org/10.5018/economics-ejournal.ja.2018-42.
18. Buchs H., Helbling L. A. Job opportunities and school-to-work transitions in occupational labour markets. Are occupational change and unskilled employment after vocational education interrelated? // Empirical Research in Vocational Education and Training. – 2016. – Vol. 8, Issue 1. – Р. 8–17.
19. Elaine J. Hom. What is STEM Education [Электронный ресурс]. – URL: https://www.livescience.com/43296-what-is-stem-educat. (дата обращения: 17.02.2022).
20. Khaomin D. A., Dianova Y. A., Kuznetsova M. A., Bogdanova I. O. Human Capital and Economic Development // International Applied Research Conference on Operations and Project Management: Strategies and Trends and International Research Conference on Management in Financial Economy. – Т. 380 LNNS. – Р. 219–224.