УДК: 
37.018.26
Эхаева Раиса Могдановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Чеченский государственный университет имени А.А.Кадырова, raisa.exaeva.65@mail.ru, г. Грозный
Ярычев Насруди Увайсович
Доктор педагогических наук, доктор философский наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии образования, проректор по учебной работе, Чеченский государственный университет имени А.А.Кадырова, nasrudiny@mail.ru, Грозный

Педагогическая система стимулирования родительского труда

Аннотация: 
В статье актуализируется управление трудом в контексте рассмотрения педагогической системы стимулирования родительского труда. Автор обращает внимание на способы коррекции существующих в семье взаимоотношений, форм, методов и средств воспитания детей в настоящее время. Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему. Важным в статье является рассмотрение работ психологов, в которых изучались модели и стили родительского поведения, типы взаимоотношений, формирование основ родительского поведения, психологические установки на родительский труд и педагогические позиции родителей. Автор утверждает, что управление трудом осуществляется с помощью экономических, административно-управленческих и социально-психологических методов. Также в работе доказывается потенциальная возможность широкого использования образовательными организациями социально-психологических методов, в частности методов поддержки и поощрения. Цель статьи – выявить и обосновать имеющиеся в теоретическом и практическом плане педагогические системы стимулирования родительского труда, а также проведение оценивания их деятельности. Методология. Исследование проведено на основе теории человеческих ресурсов с применением деятельностного, гуманистического и культурологического подходов и методов менеджмента. В заключении делается вывод о том, что применение методов стимулирования родительского труда в образовательной среде в настоящее время остается малоизученным, разработка системы стимулирования родительского труда должна осуществляться с учетом предпочтений родительского сообщества.
Ключевые слова: 
педагогическая система, родительский труд, методы стимулирования, родители
Библиографический список: 

1. Аристотель. Метафизика / пер. с греческого П. Д. Первова и В. В. Розанова. – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – 232 с.
2. Багирова А. П., Быкова Д. Г., Ворошилова А. И., Ильвес Э. В., Шубат О. М. Родительский труд: условия реализации, мотивы и результаты: монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 171 с.
3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства [Электронный ресурс]. – URL: http://www.auditorium.ru/aud/p/ index.php?а=presdir&c=getForm&r=resDesc&id_res=3349 (дата обращения: 24.03.2022).
4. Васильева Е. Н., Орлов А. В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. – № 4. – С. 75–76.
5. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс]. – URL: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt (дата обращения: 24.03.2022).
6. Жук С. С. Управление качеством человеческих ресурсов: теория и практика: монография. – М.: Дашков и К, 2015. – 232 с.
7. Илышев А. М., Лаврентьева И. В. Стратегия включения репродуктивного труда в экономику России: монография. – М.: ИД «Финансы и кредит», 2005. – 368 с.
8. Исаков А. В. Родительство как ценность в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. филос. наук. – Чита, 2016. – 24 с.
9. Лепетина Н. В. Стимулирование и развитие образовательной активности родителей в современной школе: автореф. дис… канд. пед. наук. – Великий Новгород, 2011. – 24 с.
10. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении (Философское наследие): сочинения в 3 т., Т. 1. – М.: Мысль, 1985. – 675 с.
11. Багирова А. П., Шубат О. М., Вороши-лова А. И., Витик С. В., Пшеничникова М. М., Полушкина И. В. Мотивация родительского труда и регулирование установок на родительство населения Уральского региона: монография. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 271 с.
12. Пшеничникова М. М. Родительский труд: содержание и особенности реализации в малых городах уральского региона: автореф. дис. … канд. экон. наук. – Екатеринбург, 2012. – 23 с.
13. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура родительского отношения и его динамика в онтогенезе ребенка // Родители и дети: психология взаимоотношений. − М.: Когито-Центр, 2003. − С. 142–143.
14. Suh J., Folbre N. Valuing Unpaid Child Care in the U.S.: A Prototype Satellite Account Using the American Time Use Survey // Review of Income and Wealth. – 2015. – Vol. 62, iss. 4. – P. 668–684.
15. Kosonen T. To Work or Not to Work? The Effect of Childcare Subsidies on the Labour Supply of Parents // The. B.. E. Journal of Economic Analysis & Policy. – 2014. – Vol. 14, iss. 3. –
P. 817–848.