УДК: 
372.881.1
Иванов Максим Владиславович
аспирант кафедры методологии образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, maxiva@bk.ru, Саратов

Ретроспективный анализ процесса воспитания в вузе

Аннотация: 
Цель статьи заключается в проведении сравнительного анализа мнений педагогов по вопросам процесса воспитания студента, его объективности и специфики. В статье показано, что в отечественном образовании в 90-х гг. XX в. воспитательная составляющая высшего образования в России была практически полностью уничтожена, а также произошло значительное сужение целевой направленности высшего образования до задач профессионально-деятельностного формирования специалиста вместо комплексного развития личности студента. В статье приведён сравнительный анализ мнений виднейших педагогов нынешнего и более раннего периода отечественной педагогики по вопросам процесса воспитания студента. Поскольку в отдельных школах воспитательное взаимодействие с учащимися не прекращалось, предложены к рассмотрению для переложения на вузовские реалии некоторые практики воспитательного взаимодействия, успешно используемые в школах. Отмечены некоторые возможности воспитательного потенциала в вузе, в том числе эффективность воспитания через работу с лидерскими качествами, использование коллектива в качестве воспитательной среды и др. Выведено понятие вузовской идентичности как важного критерия воспитанности студента, а также результата педагогического взаимодействия со студентом. В заключении делается вывод о том, что несмотря на введение в эксплуатацию примерной программы воспитания в образовательной организации высшего образования, воспитание остаётся вторичным придатком образовательного процесса. Для решения выявленной проблемы отмечена необходимость работы с педагогическим составом.
Ключевые слова: 
вузовская идентичность, воспитание студента, критерии воспитанности, педагогическое взаимодействие, воспитательная среда
Библиографический список: 

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Александрова Е. А. Эволюция методов и приёмов воспитания: 1917–2017 гг. // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 6. – С. 7–12.
3. Александрова Е. А., Богачева Е. А. Обеспечение куратором оптимизации качества жизни студентов вузов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, № 4. – С. 397–405.
4. Колесникова И. А., Борытко Н. М., Поляков С. Д., Селиванова Н. Л. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред.
В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 336 с.
5. Григорьев Д. В. Педагог в пространстве общественного действия // Народное образование. – 2015. – № 10 (1453). – С. 111–116.
6. Емельянова И. Н. Воспитательная деятельность вуза: мифы и реальность // Университетское управление: практика и анализ. – 2010. – № 5. – С. 45–50.
7. Емельянова М. Н. Воспитываем ребенка-лидера // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 23–25.
8. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика шк. воспитат. систем. – М.: Новая шк., 1996. – 155 с.
9. Киселёва Е. В. Педагогическая экспертиза процесса воспитания в образовательной организации: автореф. дис. … д-р пед. наук. – М., 2020. – 42 с.
10. Примерная рабочая программа воспитания в образовательной организации высшего образования [Электронный ресурс]: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. – URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dgmpispvsvo/education/index.php?sp... (дата обращения: 21.01.2022).
11. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 89–93.
12. Селиванова Н. Л. Воспитательное пространство вуза как перспективная модель воспитания // Вопросы воспитания. – 2013. – № 3 (16). – С. 5–8.
13. Степанов П. В. Понятие «Воспитание» в современных педагогических исследованиях // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 121–129.
14. Thomas L., Hockings C., Ottaway J. and Jones R. Independent learning: Student perspectives and experiences Final report to the Higher Education Academy. – New York: Higher Education Academy, 2015.