УДК: 
374
Буланкина Надежда Ефимовна
Доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой иноязычного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, nebn@yandex.ru, Новосибирск
Мишутина Ольга Валерьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков, Новосибирский государственный педагогический университет, purus@mail.ru, новосибирск

Дидактический дизайн профессиональной среды педагогического образования

Аннотация: 
В статье актуализируется проблема культурно направленной полиязыковой безопасности современной профессиональной образовательной среды. Причем фокусируется внимание на ее дидактическом дизайне в рамках педагогического проектирования, который признается как наиболее проблемный аспект в условиях трансформаций отечественного образования в целом. Цель статьи заключается в презентации дидактического дизайна в качестве ценностной компоненты профессиональной культуры учителя будущего, требующей создания разумных условий эффективного взаимодействия непосредственных участников учебно-воспитательного процесса в системе педагогического образования. Методология. Исследовательский контекст опирается на ведущие принципы средового и полифункционального подходов в педагогической науке и практике. Причем педагогическое проектирование, ориентированное на идеальный трек развития личности в аспекте изменения формата коммуникативно направленного обучения, выступает как ведущий методологический посыл проведенного микроисследования. Результаты проведенного исследования отражены в презентации многоуровневой модели формирования портфолио образовательных практик для учащейся молодежи и взрослого населения специалистов. Искомый портфолио позиционируется как фактор и условие позитивного влияния на рынок онлайн-образования (e-learning; online) в полифоничном по звучанию и полиязыковом по контенту информационно-коммуникационного пространства при условии языковой безопасности. В заключении уточняются условия подлинной коммуникации участников создания педагогического дизайна непрерывного образования в части сохранения психологического равновесия и в аспекте критического осмысления содержательной технологичности культурно ориентированных практик профессионального становления и роста личности в рамках национального проекта «Учитель будущего».
Ключевые слова: 
национальный проект «Учитель будущего», полиязычия, дидактический дизайн, педагогическое проектирование, полиязыковая образовательная среда, профессиональная культура будущего учителя, технопарк педагогических компетенций
Библиографический список: 

1. Боуэн Уильям. Высшее образование в цифровую эпоху: пер. с англ. – М.: Высшая школа экономики, 2013. – 222 с.
2. Буланкина Н. Е., Максимова Н. В. Вызовы современного иноязычного образования: требования к формированию профессиональных компетенций учителя. – Новосибирск:
ГАУ ДПО НСО «НИПКПРО»: Просвещение – Иностранные языки, 2022. – 392 с.
3. Ланцев В. Л. Особенности развития профессиональных компетенций учителей сельских школ в условиях реализации национального проекта образование // Вестник сельского развития и социальной политики. – 2020. – № 1 (25). – С. 15–17.
4. Мишутина О. В. Реализация воспитательного потенциала дисциплины «Иностранный язык» в развитии готовности студентов к профессиональной деятельности в условиях технопарка // Сибирский учитель. – 2016. – № 1 (104). – С. 69–72.
5. Обдалова О. А. Иноязычное образование в XXI веке в контексте социокультурных и педагогических инноваций. – Томск: ТГУ, 2014. – 180 с.
6. Безукладников К. Э., Жигалев Б. А., Крузе Б. А., Новоселов М. Н., Викулина М. А., Мосина М. А., Дмитриева Е. Н., Новоселова С. Н., Осколкова В. Р. Профессионально-ориентированное обучение английскому языку: методы, приемы, оценивание. – Пермь; Н. Новгород, 2018. – 122 с.
7. Сериков В. В., Леонтьев А. В., Закиева Р. Р. Подходы к измерению компетентности специалиста и оценка его сформированности // Казанский педагогический журнал. – 2022. –
№ 1. – С. 29–34.
8. Соколова Ю. М. К вопросу о воспитании качеств личности, определяющих успешность коммуникации на иностранном языке // Герценовские чтения. Иностранные языки: сборник научных статей. – СПб., 2018. – С. 415–417.
9. Шамигулова О. А., Зекрист Р. И., Мусифуллин С. Р. Педагогический кванториум в системе подготовки будущего учителя истории и обществознания: от технологии – к компетенциям // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70 (2). – С. 312–315.
10. Bulankina N. E. Communicative Culture of a Teacher in the Context of Modern Education, Pedagogical Image // Scientifical and Practical Journal. – 2019. – № 3. – Р. 442–451.
11. Bulankina N. E., Umbrashko K. B., Li Nan and Sun Yumen. Axiological component of professional readiness of a modern teacher to work in the aspect of the cross-border region // SHS Web of Conferences Part of ISSN. – 2019. – Р. 2261–242.
12. Engeness I. Developing teachers’ digital identity: towards the pedagogic design principles of digital environments to enhance students’ learning in the 21st century // European Journal of Teacher Education. – 2021. – № 44 (1). – Р. 96–114. DOI: https://doi.org/10.1080/02619768.2020.1849129.
13. Hrastinski S. Teachers as developers of local evidence to improve digital course design // Interactive Learning Environments. – 2019. – Vol. 29, iss. 4, pp. 648–654. DOI: https://doi.org/10.1080/10494820.2019.1594959.
14. Kachru B. World Englishes and Applied Linguistics // World Englishes. – 1990. – Vol. 9, Iss. 1. – P. 3–20. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-971X.1990.tb00683.x.
15. Lopatukhina T., Bulankina N., Mishutina O., Asten T. Foreign language professionally oriented training students of technical universities in the system of recurrent and life-long education // The XIV Annual International Technology, Education and Development Conference, INTED 2020, Proceedings, Valencia (Spain). – 2020. – P. 7413–7419. – URL: https://iated.org/concrete3/paper_detail.php?paper_id=80519 (дата обращения: 03.05.2022).
16. Lopatukhina T., et al. Personalized Education: Origins, Characteristics and Technology of Use // EDULEARN20 Proceedings. XII International Conference on Education and New Learning Technologies. – Spain: Palma de Mallorca, 2020. – P. 899–904. DOI: 10.21125/edulearn.2020.0315.
17. Malakhova N., et al. Educational and Industrial Clusters as a form of Advanced Specialist Training // International Journal of Applied Exercise Physiology. – 2019. – № 8 (2.1). – Р. 698–709.
18. Shaeda, I., 2014. Ethnography as a research-support discipline in ESP teaching, learning and research in the French academic context // Asp. – 2014. – № 66. – Р. 27–39. DOI: 10.4000/asp.4531.
19. Taylor M., et al., 2011. Teacher professional leadership in support of teacher professional development. Teaching and Teacher Education // An International Journal of Research and Studies. –
№ 27:1. – Р. 85–94. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2010.07.005.
20. Tomte C. E., et al. Digitalization in higher education: mapping institutional approaches for teaching and learning // Quality in Higher Education. – 2019. – № 25 (1). – Р. 98–114. DOI: https://doi:org/10.1080/13538322.2019.1603611).
21. Toth A. Milestones in the Process of Becoming a Teacher // European Academic Research. 2014. – № 1 (11). – Р. 4771–4794. – URL: https://www.researchgate.net/profile/Agnes-N-Toth/publication/260025874_... (дата обращения: 05.05.2022).