УДК: 
378+37.0
Мжельская Татьяна Владимировна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории, Новосибирский государственный педагогический университет, mzel08@mail.ru, Новосибирск

Формирование исследовательских компетенций у студентов в процессе изучения дисциплины «Технология организации самостоятельной работы»

Аннотация: 
Формирование исследовательской компетентности необходимо как студентам, так и педагогам. Для его успешности необходимо сформировать навыки самостоятельной работы. Цель статьи – представить систему занятий по формированию у студентов исследовательских компетенций. Методология. Методологическую основу работы составляет праксиологический подход и его частный случай – педагогическая праксиология. Результаты исследования. В процессе преподавания дисциплины «Технология организации самостоятельной работы» была разработана система занятий, основная цель которых заключается в формировании исследовательских компетенций у студентов 1-го курса ИИГСО ФГБОУ ВО «НГПУ». Задания разработаны так, чтобы отрабатывать навыки работы с научными текстами, формировать понимание необходимости систематического ведения исследовательской работы в течение всех лет обучения, участвовать в конференциях и публиковаться. Полученные материалы могут стать основой курсовых и дипломных работ. Заключение. Четко выстроенная система занятий и заданий, направленных на формирование исследовательских компетенций, дает хорошие результаты. Студенты 4-го курса утверждают, что отработанные навыки оформления библиографического списка помогали им в работе над рефератами, курсовыми, публикациями. Большинство из них ведут исследовательскую деятельность, участвуют в конференциях, имеют опубликованные тезисы, около половины оставили или уточнили выбранную на 1-м курсе тему. Остальные студенты полностью изменили направление исследовательской деятельности.
Ключевые слова: 
исследовательская деятельность студентов, самостоятельная работа
Библиографический список: 

1. Беленкова Ю. С. Самостоятельная работа студентов как условие профессионального образования // Инновационное развитие. – 2018. – № 10 (27). – С. 100–102.
2. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. – 2012. – № 2 (31). – С. 27–31.
3. Мжельская Т. В. Приемы технологии развития критического мышления в преподавании дисциплины «Технологии организации самостоятельной работы» // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 2. – С. 93–97.
4. Мжельская Т. В. Приёмы технологии РКМЧП в процессе обучения студентов ИИГСО НГПУ // Сибирский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 118–121.
5. Мжельская Т. В., Дураков И. А. Мультидисциплинарные исследования в археологии: учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 133 с.
6. Светоносова Л. Г. Самостоятельная работа студентов-бакалавров вуза: история изучения, понятие и сущность // Современные тенденции в научной деятельности: сборник материалов XXVII Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 344–347.
7. Середенко П. В. Формирование исследовательской компетенции у студентов педагогического вуза // Психология обучения. – 2011. – № 3. – С. 24–31.
8. Федотова В. С. Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность студентов в праксиологическом контексте // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. – 2010. – Т. 3, № 1. – С. 109–119.
9. Ismuratova S. I., Slambekova T. S., Kazhimova K. R., Alimbekova A. A., Karimova R. E. Model of Forming Future Specialists’ Research Competence Model of Forming Future Specialists’ Research Competence [Электронный ресурс] // Revistaespacios. – 2018. – Vol. 39, № 35. – URL: http://www.revistaespacios.com/a18v39n35/a18v39n35p24.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
10. Lyashova N., Pomyrcha S., Beskorsa O., Ishutina O., Khvashchevska O. Implementing the Praxeological Approach to Teaching Practice at Pedagogical University // TEM Journal February. – 2020. – Vol. 9. – P. 335–343. – URL: https://www.temjournal.com/content/91/TEMJournalFebruary2020_335_343.pdf (дата обращения: 24.01.2022).
11. Mesa C. V., Pastor F. J. S., Segura M. J. M. The challenge of competencies in training for educational research: a conceptual approach [Электронный ресурс] // Actualidades Investigativas en Educación Rev. Actual. Investig. – URL: https://www.scielo.sa.cr/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1409-4703201... (дата обращения: 24.01.2022).