УДК: 
378
Шкерина Людмила Васильевна
Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, shkerina@mail.ru, Красноярск
Кейв Мария Анатольевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, mkejv@yandex.ru, Красноярск
Журавлева Наталья Александровна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, zhuravlevanataly@mail.ru, Красноярск

Моделирование дополнительных профессиональных образовательных программ по преодолению предметных дефицитов учителей математики

Аннотация: 
Современные вызовы системы математической подготовки школьников обуславливают рост предметных профессиональных дефицитов учителя математики. Однако вопрос о том, как выявлять и нивелировать эти дефициты, остается открытым. Это позволяет констатировать проблему исследования, которая состоит в поиске результативных методик преодоления предметных дефицитов учителя математики. Цель статьи – определить современный подход к моделированию дополнительных профессиональных образовательных программ преодоления предметных дефицитов учителей математики и разработать структурно-содержательную модель дополнительной профессиональной образовательной программы «Предметные дефициты учителя математики». Методология. Методологическую основу исследования составили компетентностный подход как основа структурирования профессиональных компетенций учителя математики; вариативно-модульный подход как конструктивная основа структурирования модели дополнительной профессиональной образовательной программы; системный подход как основа диагностики профессиональных дефицитов учителя математики; профессиональный стандарт педагога (модуль «Предметное обучение. Математика»), требования федерального государственного образовательного стандарта к математической подготовке обучающихся общеобразовательной школы. Использованы методы анализа специальной литературы и нормативных документов, педагогического моделирования и проектирования. Результаты исследования. Определены концептуальные основы моделирования дополнительной профессиональной образовательной программы по преодолению предметных дефицитов учителя математики. Представлена структурно-содержательная модель дополнительной образовательной программы «Предметные дефициты учителя математики». Заключение. Особенностью представленной в статье дополнительной образовательной программы «Предметные дефициты учителя математики» является то, что она состоит из модулей, проектирующих непрерывный процесс профессионального роста учителя математики в условиях адресной, персонифицированной помощи практикующим учителям, посредством выбора вариативных модулей программы.
Ключевые слова: 
учитель математики, предметные дефициты, преодоление, предупреждение, образовательная программа, подходы, деятельностный, развивающий, интегрированный, принципы, модульность, вариативность, диагностичность, непрерывность
Библиографический список: 

1. Белолуцкая А. К. Профессиональные дефициты начинающих учителей // Деятельностный подход в образовании: монография / сост. В. А. Львовский. – М.: Авторский клуб, 2021. – Книга 4. – С. 309–328.
2. Гринько М. Н., Самсоненко Л. С., Шавшаева Л. Ю. Преодоление профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации персонифицированной модели повышения квалификации [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21880 (дата обращения: 14.04.2022).
3. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 4. – С. 33–45. – URL: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.02 (дата обращения: 14.04.2022).
4. Егоров И. А. Профессиональные дефициты и затруднения у начинающих учителей начальных классов // Профессиональное образование и рынок труда. – 2018. – № 2. – С. 63–68.
5. Егорова Е. В., Степанчук О. А. Профессиональные дефициты и личностно-профессиональное развитие учителей в сфере формирования исследовательской деятельности учащихся // Учебный год. – 2019. – № 3 (56). – С. 44–46.
6. Журавлева О. Н., Андреевская Т. П., Александрова С. В. Входная диагностика профессиональных дефицитов в системе дополнительного профессионального образования педагогов (на примере оценивания уровня информационно-аналитической компетенции учителя истории) // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2019. –
№ 1 (38). – С. 97–106.
7. Заиченко Н. А. Модульная программа «Интеграл»: как восполнить профессиональные дефициты? // Народное образование. – 2018. – № 10 (1471). – С. 157–161.
8. Илюхина А. С., Кудинова О. А., Димитриев М. В. Теоретическое обоснование создания интерактивной среды для воспитания и формирования личности молодого педагога на основе профессиональных дефицитов и затруднений // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2021. – Т. 4, № 4 (13). – С. 21–27.
9. Ильясов Д. Ф., Селиванова Е. А., Севрюкова А. А., Буров К. С. Методические стратегии преодоления профессиональных дефицитов учителей, взаимодействующих со «сложными» контингентами обучающихся // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2020. – № 3. – С. 5–18.
10. Китайгородская Г. В. Опыт разработки индивидуальных образовательных маршрутов профессионального развития педагогов на основе диагностики профессиональных дефицитов // Сборник трудов по проблемам дополнительного профессионального образования. – 2021. – № 42. – С. 113–120.
11. Курдыман Н. В. Преодоление профессиональных дефицитов у педагогов общеобразовательных организаций в условиях деятельности межмуниципального методического центра // Вестник Белгородского института развития образования. – 2021. – Т. 8, № 1 (19). – С. 142–154.
12. Малышева А. В., Кожакина С. О., Шрамкова О. В. Диагностика профессиональных компетентностных дефицитов как основной фактор оптимизации дополнительного профессионального образования педагогов // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 3 (19). – С. 112–117.
13. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Определение возможностей инструментов математического моделирования для системы оценки профессиональных дефицитов учителей // Science for Education Today. – 2020. – Т. 10, № 6. – С. 220–236. – URL: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2006.12 (дата обращения: 14.04.2022).
14. Новопашина Л. А., Григорьева Е. Г., Кузина Д. В., Черкасова Ю. А. Факторы связи профессиональных дефицитов учителей с результатами обучения школьников // Science for Education Today. – 2021. – Т. 11, № 6. – С. 7–30. – URL: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2106.01 (дата обращения: 14.04.2022).
15. Пуденко Т. И. Концептуальные основы модели профессионального роста педагогических работников на основе оценки уровня владения профессиональными компетенциями [Электронный ресурс] // Управление образованием: теория и практика. – 2019. – № 4 (36). – С. 4–13. – URL: https://emreview.ru/index.php/emr/issue/view/36/37 (дата обращения: 14.04.2022).
16. Смирнова С. В., Киселева А. К. Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в системе дополнительного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2017. – № 3 (32). – С. 29–34.
17. Шайденко Н. А., Кипурова С. Н. Научные основы организации процесса устранения дефицитов компетенций будущих и работающих учителей // Современный ученый. – № 4. – 2019. – С. 199–204. – URL: https://su-journal.ru/archives/10089 (дата обращения: 14.04.2022).
18. Шайденко Н. А. Подходы к оценке дефицитов профессиональных компетенций молодых учителей // Образование личности. – 2019. – № 3-4. – С. 12–18.
19. Шкерина Л. В. Профессиональные дефициты учителя математики и их причины // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2021. – № 2 (56). – С. 82–92.
20. Шкерина Л. В., Журавлева Н. А., Кейв М. А. Методика выявления предметных профессиональных дефицитов учителей математики // Сибирский педагогический журнал. – 2021. –
№ 4. – С. 43–54.
21. Шкерина Л. В., Кейв М. А., Тумашева О. В., Шашкина М. Б. Профессиональные дефициты учителя математики и пути их преодоления. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. – Красноярск, 2021. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46608678_72414376.pdf (дата обращения: 14.04.2022).
22. Alekseev S., Zhdan N., Kiryash O., Rabochikh T. Professional deficits of a graduate of a Pedagogical University: from identification to reimbursement // Modern Science: Problems and Development Prospects (Social and Humanitarian Directions): SAHD 2021 – 5th International Scientific and Practical Conference. – 2021. – Vol. 101. DOI: https://doi.org/10.1051/shsconf/202110103007.
23. Kagan D. M. Professional Growth among Preservice and Beginning Teachers [Электронный ресурс] // Review of Educational Research. – 1992. – Vol. 62, No. 2. – Р. 129–169. DOI: https://doi.org/10.2307/1170578.
24. Rogers P. Teacher professional learning in mathematics: An example of a change process [Электронный ресурс] // Mathematics: Essential Research, Essential Practice. Proceedings of the 30th annual conference of the Mathematics Education Research Group of Australasia. – Sydney: MERGA Publ., 2007. – Р. 631–640. –
URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED503746.pdf (дата обращения: 14.04.2022).
25. Zakariaa Z., Careb E., Griffin P. From Deficit Approach to Developmental Learning Paradigm: A Longitudinal Investigation of the Interplay between Teacher Beliefs, Practice and a Professional Development Program // Procedia – Social and Behavioral Sciences. International Conference on Education and Educational Psychology. – 2011. – Vol. 29. – Р. 1541–1548. DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.11.395.