УДК: 
378+37.0
Янова Марина Геннадьевна
Доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, ymg_boss@mail.ru, Красноярск
Царская Татьяна Сергеевна
преподаватель кафедры иностранных языков, Сургутский государственный университет, zts40@mail.ru, Сургут

Мотивация будущих врачей к овладению навыками иноязычного профессионального общения

Аннотация: 
Проблема и цель. В статье актуализируется проблема формирования навыков иноязычного профессионального общения у будущих врачей. Цель статьи – изучить мотивацию будущих врачей к овладению навыками иноязычного профессионального общения посредством применения диагностических инструментариев. Методология. С целью изучения мотивации у будущих врачей по направлению подготовки «Лечебное дело» и «Педиатрия» к овладению навыками иноязычного профессионального общения использовался метод анкетирования. Периоды проведения и количество респондентов: 2018 г. (120 респондентов); 2019 г. (109 респондентов), 2020 г. (179 респондентов), 2021 г. (180 респондентов). Общее количество респондентов за весь период составляет 588 человек. Диагностика мотивации проводилась на основе опросника на выявление социальных, личностных и коммуникативных мотивов к овладению иностранным языком по Е. И. Пассову, Н. Д. Гальсковой, адаптированной методике изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной. В результате проведения диагностических процедур на предмет изучения мотивации у будущих врачей к овладению навыками иноязычного профессионального общения было выявлено: по опроснику Е. И. Пассова, Н. Д. Гальсковой процент будущих врачей, утверждающих, что иностранный язык пригодится им в будущей жизни и профессии, составил с 2018 по 2021 год 79–83 %; по адаптированной методике Т. И. Ильиной с 2018 по 2021 год получены результаты: «приобретение знаний по иностранному языку» (стремление к приобретению знаний по иностранному языку) с 2018 по 2021 г. показатели составили 73–83 %; «овладение иноязычным профессиональным общением» (стремление овладеть профессиональными навыками иноязычного общения) – 75–82 %. Высокий процент свидетельствует об адекватном отношении у большей части студентов медицинского направления подготовки по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия» к овладению навыками иноязычного профессионального общения.
Ключевые слова: 
иноязычное профессиональное общение, будущие врачи, мотивация, анкетирование, диагностика
Библиографический список: 

1. Антонова Н. А. Педагогические условия формирования иноязычной коммуникативной компетентности у студентов медицинских вузов на основе модульной программы обучения иностранному языку: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Чебоксары, 2014. – 23 с.
2. Архипова Г. С. Формирование иноязычной компетентности будущего специалиста (медицинского профиля): автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Чита, 2006. – 208 с.
3. Барышникова С. Н. Формирование коммуникативной компетенции в системе обучения иноязычной речевой деятельности студентов медицинских вузов: дис. ... канд. пед. наук. – Саратов, 2005. – 245 с.
4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 336 с.
5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 060103 – Педиатрия. – URL: https://eduscan.net/standart/060103 (дата обращения: 07.06.2021).
6. Грязнова М. А. Совершенствование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции медицинских работников в контексте непрерывного образования: на материале английского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – СПб., 2012. – 286 с.
7. Ефремова Е. Ф. Педагогические условия повышения эффективности иноязычной подготовки студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2009. –
189 с.
8. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с. – (Серия «Мастера психологии»).
9. Немов Р. С. Общая психология в 3 т. Т. I. Введение в психологию: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2014. – 726 с.
10. Новикова О. М. Формирование прагматической компетенции будущего врача при изучении иностранного языка в медицинском вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Орел, 2014. – 154 с.
11. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: пособие для учителей иностранного языка. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.
12. Петрова О. М. Формирование готовности студентов к профессионально ориентированному иноязычному общению в образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Красноярск, 2017. – 174 с.
13. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)». – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/02.009.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
14. Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый». – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/02.008.pdf (дата обращения: 07.06.2021).
15. Творогова Н. Д. Психология: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицинское информационное агентство, 2011. – 576 с.
16. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования. – URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 07.01.2022).
17. Царская Т. С., Сергиенко Н. А., Кушнырь Л. А., Шукурова И. В. Выявление мотивов студентов неязыковых направлений подготовки к изучению иностранного языка в вузе // Северный регион: наука, образование, культура. – 2018. – № 3 (39). – С. 17–22.
18. Царская Т. С. Мотивация как условие формирования билингвальной компетенции студентов медицинского направления // Общество. – 2018. – № 2 (10). – С. 38–40.
19. Юрчук Г. В. Формирование профессионально ориентированной языковой компетенции студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Красноярск, 2014. – 203 с.
20. Янова М. Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя. Основные стратегические ориентиры: монография. – СПб.: Книжный дом, 2012. –
214 с.
21. Янова М. Г. Личностно-деятельностный аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов) // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. – 2011. – Т. 1. – С. 231–237.
22. Hornby A. S. Oxford Advanced Learner`s Dictionary. – OXFORD University Press, 2015.