УДК: 
[37:574]+316.7-053.81+712(470.44-25)
Морозова Елена Евгеньевна
Доктор биологических наук, зав. кафедрой начального естественно-математического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, moroz@san.ru, Саратов
Филипченко Светлана Николаевна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета психологии, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, svetlana-prof@yandex.ru, Саратов
Исаева Ольга Александровна
Кандидат биологических наук, доцент кафедры начального естественно-математического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, olgaisaeva08@mail.ru, Саратов
Соболева Любовь Николаевна
магистр педагогики, ассистент кафедры начального естественно-математического образования факультета психолого-педагогического и специального образования, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, makarovaluban@mail.ru, Саратов

Формирование эколого-патриотической культуры молодежи средствами реализации проекта «Зеленая Аллея Памяти»

Аннотация: 
В статье обосновывается необходимость формирования эколого-патриотической культуры у представителей молодого поколения на современном этапе развития общества. Цель статьи заключается в поиске эффективных форм и методов формирования у представителей молодого поколения эколого-патриотической культуры. Представлен опыт работы коллективов образовательных организаций разного уровня (школы, вузы) Саратовской области по реализации регионального проекта «Зеленая Аллея Памяти» за период 2005–2021 гг. с учетом этапов: 1) развитие эколого-патриотических чувств и эмоций участников взаимодействия на основе ценностных предпочтений; 2) нацеливание участников взаимодействия на эколого-патриотическое восприятие действительности; 3) осознание участниками взаимодействия личностного и общественного смысла эколого-патриотической деятельности; 4) взаимодействие участников в эколого-патриотическом образовательном пространстве. Значимую основу работы над проектом «Зеленая Аллея Памяти» составляют моделирование и обустройство участниками зеленой аллеи в память о воинах, погибших в годы Великой Отечественной войны, средствами художественно-эстетической, экологической, духовно-нравственной и символической ценности растений. Заключение. Выявлено, что предлагаемые в проекте понятия-символы «социальная память о войне» и «живые организмы, растения» могут являться системообразующими элементами ценностных оснований эколого-патриотической культуры у представителей молодого поколения, нацеленной на развитие представлений о сохранении и поддержании жизни в планетарном масштабе. Выделены структурные компоненты эколого-патриотической культуры (когнитивный, ценностно-мировоззренческий, деятельностный). Приведены этапы процесса формирования эколого-патриотической культуры молодежи (когнитивно-содержательный, мотивационно-ценностный, организационно-деятельностный).
Ключевые слова: 
эколого-патриотическая культура, патриотизм, социальная память о войне, ценность растений, ценность и смысл жизни, молодежь, коллективы образовательных организаций
Библиографический список: 

1. Алексеев С. В. К вопросу о культуре устойчивого развития и ее оценки // Биология в школе. – 2015. – № 3. – С. 47–57.
2. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном Российском обществе. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 42 c.
3. Глазычев С. Н. Экологическая культура учителя: исследования и разработки экогуманитарной парадигмы: монография. – М.: Современный писатель, 1998. – 431 с.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2016–2020 гг.» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 №1493) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.рцпв.рф/news/gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossijskoj-federatsii-na-2016-2020-gody/ (дата обращения: 17.01.2022)
5. Корниец Н. И. Патриотизм в структуре культуры. – Волгоград, 1987. – 201 с.
6. Литвинова О. А., Морозова Е. Е. Формирование экологической компетентности младших школьников // Вектор науки ТГУ. – 2013. – № 1 (23). – С. 342–344.
7. Лутовинов В. И., Мельниченко И. И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России. – М.: Светотон, 2004. – 256 с.
8. Мониава Л. Г. Формирование культуры патриотизма педагога дополнительного образования в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Белгород, 2018. – 24 с.
9. Морозова Е. Е. К вопросу о социализации личности средствами патриотического воспитания в гуманистическом образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 2. – С. 26–30.
10. Морозова Е. Е. Реализация проекта «Зеленая Аллея Памяти» в образовательном пространстве. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 79 с.
11. Морозова Е. Е., Исаева О. А., Волков Ю. В., Соболева Л. Н. В поисках тайн городского парка // Биология в школе. – 2021. – № 1. – С. 64–71.
12. Морозова Е. Е., Исаева О. А. Развитие экологических традиций Саратовского региона: учебное пособие для студентов педагогических вузов и ссузов, для педагогов и работников системы образования. – Саратов: Амирит, 2021. – 160 с.
13. Морозова Е. Е., Исаева О. А. Эколого-патриотическое воспитание студентов вуза: традиции и современность // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: межвуз. сб. науч. тр. – Саратов: Амирит, 2021. – Вып. 18. – С. 79–84.
14. Морозова Е. Е., Исаева О. А., Макарова Л. Н. Эколого-патриотическое воспитание учащихся (проект «Зеленая Аллея Памяти») // Биология в школе. – 2018. – № 2. – С. 39–45.
15. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 3–12.
16. Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 г. (утв. указом Президента РФ от 19 апреля 2017 №176) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71559074/ (дата обращения: 17.01.2022).
17. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 28 мая 2015 №996-р) [Электронный ресурс] // Сайт Правительства РФ. – URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0 tEFnyHlBitwN4gB.pdf (дата обращения: 17.01.2022).
18. Сухомлинский В. А. Воспитание гражданина // Воспитание школьников. – 2011. – № 7. – С. 3–11.
19. Филипченко С. Н. Формирование патриотической культуры студентов // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – № 4. – С. 106–109.
20. Циулина М. В. Модель патриотического воспитания молодежи в условиях современной // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 276–278.
21. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
22. Ogelman H. G. Teaching Preschool Children About Nature // A Project to Provide Soil Education for Children in Turkey. Early Childhood Education Journal. – 2012. – № 40. – P. 177–185.