УДК: 
378.016:91
Гончар Екатерина Анатольевна
Старший преподаватель кафедры экологии и природопользования, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, goncharea@mail.ru, Уфа

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОПОНИМИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ

Аннотация: 
В статье исследуется проблема создания технологии формирования топонимической компетенции у будущих учителей географии. Анализируются структура компетенции и противоречия традиционной методики ее формирования у студентов. Методы исследования: анализ теории и практики общего и высшего географического образования в аспекте проблемы исследования, логико-смысловое моделирование, констатирующий и формирующий эксперимент. Суть топонимической компетенции будущих учителей географии – это владение ими языком географических названий на профессиональном уровне и способность обучать этому языку учащихся. Составляющими топонимической компетенции являются комплекс знаний, умений и навыков по работе с географической номенклатурой, а также мотивационный и деятельностный компоненты. Многомерная модель технологии формирования топонимической компетенции у будущих учителей географии представляет ее как систему, состоящую из множества технологических элементов и связей между ними. Эффективность технологии подтверждается результатами формирующего эксперимента.
Ключевые слова: 
специальные профессиональные компетенции будущих учителей географии, географическая культура, топонимическая компетенция, логико-смысловая модель, контекстное обучение
Библиографический список: 

1. Асадуллин Р. М. Новые ориентиры развития профессионального образования. – Уфа: Вагант, 2008. – 132 с.
2. Беловолова Е. А., Гончар Е. А. Обучение студентов решению педагогических задач при овладении языком географических названий // Организация территории: статика, динамика, управление: Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. – С. 311–318.
3. Беловолова Е. А., Гончар Е. А. Профессиональные компетенции будущих учителей в области географического образования: сущность, специфика, технология формирования // Преподаватель. XXI век. – 2011. – №2 – С. 20–28.
4. Бенин В. Л., Гончар Е. А. Интеграция культурологического и компетентностного подходов в образовании будущих учителей географии // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. – 2012. – Т.12. – Сер. Акмеология образования. Психология развития, вып. 4. – С. 90–94.
5. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009. – 336 с.
6. Гончар Е. А. Технологии формирования специальных профессиональных компетенций у будущих учителей географии в педагогическом университете // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И.Герцена): сб. статей по материалам международной научной конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. – С. 130–136.
7. Максаковский В. П. Географическая культура: уч. пособие для студентов вузов. – М.: Гуманитар. издат. центр «Владос», 1998. – 416 с.
8. Мурзаев Э. М. География в названиях. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука, 1982. – 176 с.
9. Поспелов Е. М. Топонимика в школьной географии: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984. – 144 с.
10. Суперанская А. В. Что такое топонимика? Из истории географических названий.– М.: Эдиториал УРСС, 2011. – 178 с.
11. Штейнберг В. Э. Технологические аспекты поисковых диссертационных исследований // Инструментальная дидактика и дидактический дизайн: теория, технология и практика многофункциональной визуализации знаний: материалы Первой Всероссийской науч.-практ. конференции. – Уфа, Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. – С. 31–35.