УДК: 
37.04; 37.02
Султанбаева Клавдия Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального образования, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, ski57@ya.ru, Абакан
Оюн Марианна Монгун-ооловна
Преподаватель Кызылского педагогического колледжа, Тывинский государственный университет, ommochur@mail.ru, Кызыл

ВКЛАД ПЕРВЫХ РУССКИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТУВЫ

Аннотация: 
В статье раскрыта роль первых русских педагогов во времена революционных преобразований в Туве в начале 1920-х гг., что необходимо знать и учитывать в межэтническом общении и современной историко-педагогической подготовке специалистов. Показана культурно-просветительная роль Русской самоуправляющей трудовой колонии, преследовавшей цель оказания культурно-образовательной и иной помощи советским гражданам, а также укреплявшей интернациональные связи с местным населением. Показан вклад выдающегося ученого-тюрколога А.А. Пальмбаха в создание и развитие тувинской национальной письменности и литературного языка тувинцев, что позволило властям осуществлять задачи культурно-просветительной революции.
Ключевые слова: 
русские учителя, тувинское педагогическое образование, культурно-просветительная работа, интернационализация, историко-педагогическое знание, ученый А.А. Пальмбах, национальная письменность тувинцев, межэтническое общение
Библиографический список: 

1. Анайбан З. В. Формирование тувинской интеллигенции (историографический обзор) // Великий октябрь и проблемы новейшей истории Тувы . – Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1977. – 180 с.
2. Аранчын Ю. Л. Исторический путь тувинского народа к социализму / Совместно с СО АН СССР. Ин-т истории филологии и философии. – Новосибирск: Наука, 1982. – 336 с.
3. История Тувы: – Новосибирск: Наука, 2007. – 430с.
4. История Тувинской Народной Республики в архивных документах. 1921–1944гг. – Новосибирск: Сибирское книжное издательство, 2011. – 312 с .
5. Колесникова И. А. Историко-педагогическая компетентность современных исследователей образования // Отечественная и зарубежная педагогика. – М: Институт теории и истории педагогики. – 2013. – № 1(10) – С. 30–40.
6. Март-оол В. Д. «Урянхайский вопрос» и протекторат //Ученые записки Тувинского института гуманитарных исследований. Выпуск XIX.– Кызыл. – 2002. – C. 4–11.
7. Монгуш В. Ч. История народного образования в Тувинской Народной Республике : автореф. дисс. ... канд. ист. наук. – М., 2006. – 19с.
8. Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди. – Кызыл: Тувинское книжное издательство. – 2003. – 256с.
9. Сердобов Н. А. Народное образование в Туве. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1953. – 134с.
10. Харунов Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской народной Республике (1921-1944гг.) – Абакан: Издательство ООО «Журналист», 2009. – 144с.