УДК: 
376.3+316.6
Паньшина Людмила Васильевна
Аспирант факультета психологии, Новосибирский государственный педагогический университет, ludapan6@mail.ru, Новосибирск
Агавелян Оганес Карапетович
Доктор психологических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и психологии Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, oganesagavelyan@yandex.ru, Новосибирск
Саруханян Кимик Аветикович
Доцент кафедры специальной педагогики, Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна, kimsarukhanyan@rambler.ru, Ереван

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ ЭКСПРЕССИИ НЕЗНАКОМОГО ЧЕЛОВЕКА ЮНОШАМИ И ДЕВУШКАМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация: 
Статья посвящена вопросам изучения социально-перцептивных процессов у лиц с нарушением слуха. Приведен опыт зарубежных исследователей в области изучения социальной перцепции. Объясняя процесс восприятия и понимания человека человеком, некоторые ученые полагают, что каждый человек объединяет в себе большее или меньшее количество ролей, каждая из которых слагается из отдельных характерных для нее действий, «эталонов» и атрибутов. Люди, живущие в одном обществе, прочно усваивают определенное представление о содержании и форме действий носителя данной роли и по отдельным компонентам поведения и облика человека могут предположить, носителем какой роли является этот человек и как он себя поведет в определенной обстановке. В статье обозначены процессы и механизмы познания человека человеком. Представлен анализ результатов экспериментального исследования особенностей восприятия и понимания юношами и девушками с нарушением слуха «экспрессии» незнакомой личности.
Ключевые слова: 
социальная перцепция, юноши и девушки с нарушением слуха, экспрессивное поведение, социальное понимание, познание, идентификация, моделирование
Библиографический список: 

1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О. Рюмина Т. В. История специальной психологии. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013. – 185 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 288 с.
3. Бодалёв A. A., Васина Н. В. Познание человека человеком: возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – 324 с.
4. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Москва: АСТ: Астрель, 2011. – 637 с.
5. Дробышева Е. С., Агавелян О. К. Обучение учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида распознаванию интонационных характеристик голоса человека // Сибирский педагогический журнал. – 2014. - № 1. – С. 133–137.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: – 4-е изд. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 713 с.
7. Шуппе В., Штумпф К., Липпс Т., Эйслер Р. Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы. УРСС, КомКнига, 2007. – 200 с.
8. Ken Springer, Jo A. Meier, Diane S. Berry Nonverbal bases of social perception: Developmental change in sensitivity to patterns of motion that reveal interpersonal events, Journal of Nonverbal Behavior, winter 1996, Volume 20, Issue 4, p. 199–211.
9. Knoblich G., & Sebanz N. The Social Nature of Perception and Action, Current Directions in Psychological Science, 2006. – №15, p. 99–104.