ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Дата публикации: 
19 Сен 2014

Особливості формування світоглядної позиції особистості

в умовах дитячого об’єднання : монографія / О.В. Безпалько,

О.В. Касьянова [та ін.] ; наук. ред. Т.К. Окушко. — Кіровоград :

«Імекс-ЛТД». — 260 с.

 

В 2013 г. Институтом проблем воспитания Национальной академии педагогических наук Украины (НАПН Украины) была издана коллективная монография «Особенности формирования мировоззренческой позиции личности в условиях детского объединения» (на украинском языке). Палитра существующих сегодня в Украине на национальном, региональном и местном уровнях детских организаций и объединений достаточно разнообразна по численности, направленности, организационному устройству, истории, ресурсному потенциалу, масштабам и результатам деятельности. Но при всех различиях общим является то, что детские объединения наряду с семьей и учебными заведениями становятся институтами социализации для многих тысяч юных. Участие в них оказывает влияние на формирование картины мира подростков, определение своего места в нем и построения жизненной стратегии. Очень непростая современная ситуация развития украинского общества со всей очевидностью показывает глубину и сложность проблемы формирования мировоззренческих позиций у представителей новых поколений. И в этой связи избранный авторами ракурс исследования детских объединений представляется новым, важным и своевременным.                         

Есть смысл особо отметить, что одной из особенностей данного издания является то, что в авторский коллектив вошли не только украинские исследователи, занимающиеся проблемами защиты прав детей, детского и молодежного движения, морально-этического воспитания, но и преподаватели Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова: доктор исторических наук, профессор В.  А. Кудинов и кандидат педагогических наук, доцент О. В. Коршунова. Они подготовили для монографии обстоятельный анализ развития детского движения в Российской Федерации, обратив внимание на «проблемные зоны», предложив свои ответы на дискуссионные вопросы. В данной публикации использованы методологические подходы и теоретические разработки, авторами которых являются российские исследователи проблемы детского движения (Л. В. Алиева, Е. И. Возжаева, А. Г. Кирпичник, Р. А. Литвак, Т. А. Ромм, Т. В. Трухачева, О. И. Соколов, М. И. Рожков и др.), психологии подростка (Ю. П. Азаров, Л. М. Архангельский, Л. И. Божович, Л. В. Выготский, Т. Е. Конникова, И. Ю. Кулагина, Е. А Крохина. А. Н.Леонтьев, Т. Н. Мальковская, В. С. Мухина, А. В. Мудрик, А. А. Реан, А. В. Сапронов, Т. А. Турбина др.). Таким образом, монография является подтверждением результативности и перспективности  международного научного гуманитарного сотрудничества. 

Инициатором издания, его редактором и одним из основных авторов является заведующая лабораторией детских объединений Института проблем воспитания, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Т. К. Окушко. В своем вступительном слове она отметила, что монография, обобщает результаты работы сотрудников возглавляемого ею научного подразделения над темой «Детское объединение как фактор формирования мировоззренческой позиции личности», выполняемой в 2010-2012 гг.

 Монография состоит из 4-х разделов, первый из которых назван «Детские объединения как субъект социального воспитания». Представленный в ней материал раскрывает историко-педагогический аспект развития детского движения в Украине и за рубежом, начиная с начала прошлого века, когда появились первые организации скаутов. Обращаясь к истории Всесоюзной пионерской организации, Т. К. Окушко формулирует вывод о том, что самая массовая детская организация, с одной стороны, обеспечивала привлечение миллионов детей к участию в общественно-полезных делах, способствовала приобретению ими опыта организаторской деятельности, с другой – не могла обеспечить свободу выбора и реализацию потребностей отдельной личности. Большое количество обязательных, часто формальных, мероприятий ограничивало развитие детской инициативности (с. 19).

Несомненный интерес вызывает собранный в монографии статистический материал, дающий представление о современном состоянии детского движения не только в Украине и в России, но и в ряде стран мира (Болгария, Беларусь, Казахстан, Словакия, Литва). Что касается Украины, то по состоянию на 2012 г. в стране были зарегистрированы 1832 детские общественные организации, среди которых 4 международных, 23 всеукраинских, 1471 организаций областного и местного уровней (c. 21).   

В Разделе 2 рассматриваются теоретические и практические аспекты процесса формирования мировоззренческой позиции подростков, проводится сравнительный анализ характеристик различных картин мира: глобальной, будничной, мифологической, религиозной, художественной, научной, философской, этничной, субкультурной, индивидуальной (с. 134–138); определяется взаимосвязь понятий «картина мира» и «образ мира», «мировоззрение» и «мировоззренческая позиция». Одно из основных базовых понятий исследования – мировоззренческая позиция – определяется научным коллективом как интегративная характеристика, которую приобретает личность в результате целого ряда целенаправленных социально-педагогических влияний, использования соответствующих методов и форм организации воспитательного процесса и благодаря собственной активной позиции подростка в процессе разнообразной деятельности и общения (с. 163). Акцентируется внимание на особенностях формирования мировоззренческой позиции подростков в современных условиях, аргументируется точка зрения относительно сензитивности подросткового возраста для формирования мировоззренческой позиции (с. 154 – 160). 

В подразделе 2.3 описываются результаты эксперимента, который был проведен в 10-ти различных по численности, направленности детских организаций из разных регионов Украины. В анкетировании принял участие 491 подросток (212 мальчиков и 279 девочек). По итогам анкетирования обнаружилось, что 67,4 % мальчиков и 74,1 % девочек-респондентов посчитали преимущественным субъектом влияния на формирование своей мировоззренческой позиции семью; 53,3 % мальчиков и 62,3% девочек – школу; 32,07 % мальчиков и 36,6% девочек – детское объединение, к которому они причастны (с. 162). Таким образом, практически каждый третий из числа опрошенных подростков вне зависимости от пола признал, что влияние детского объединения на формирование своей картины мира стало решающим. 

В ходе экспериментальной работы детским организациям было предложено использовать разработанную специалистами лаборатории вариативно-модульную программу «Подросток и мир: мировоззренческая позиция», содержащую модули «Я» в мире», «Подросток и образ «Я», «Подросток и другие люди», «Подросток и природа». Заслуживает позитивной оценки тот факт, что подробное описание программы с конкретными рекомендациями по ее осуществлению, осмысление первого опыта внедрения составили содержание методического сборника «Как сформировать мировоззренческую позицию в детском объединении», который по сути является продолжением и дополнением коллективной монографии «Особенности формирования мировоззренческой позиции личности в условиях детского объединения».    

Раздел 3 монографии – о содержательно-технологическом обеспечении процесса формирования мировоззренческой позиции личности. В нем, в частности, представлен практический опыт деятельности как украинских, так и зарубежных детских объединений, включая детские организации и объединения Российской Федерации. При этом, основными факторами, на которые обращают внимание авторы, являются процесс формирования чувства личностного достоинства и экологического мировоззрения подростков в условиях детского объединения (с. 176–206).

В заключительном разделе (Раздел 4) речь идет об использовании потенциала детских объединений в формировании мировоззренческой позиции подростков. В частности, получают освещение проблемы вовлечения детей в процесс принятия решений, процедуры мониторинга и оценки воспитательного процесса в детском объединении (с. 217–250).    

Один из основных выводов исследования состоит в том, что процесс формирования мировоззренческой позиции может быть успешным при определенных условиях, а именно: наличии позитивных субъект-субъектных отношения взрослых и детей в развивающей среде, активном вовлечении детей в процесс принятия решений; осуществлении педагогического и наставнического сопровождения детей со стороны взрослых; внедрении тематической программы, направленной на формирование мировоззренческой позиции подростков; использовании других активных и интерактивных методов в деятельности детского объединения (беседа, проект, тематический вечер, викторина, ролевая игра, тренинг, круглый стол и др.). 

Вполне закономерно и понятно, что сложная и актуальная тема, которую заявили авторы монографии, требует дальнейших разработок, уточнений. Структура монографии могла бы быть логичнее, включая предложенную нумерацию и названия подразделов. Множественность критериев и показателей затрудняют восприятие материалов для потенциальных читателей. Более тщательной и продуманной должна была быть экспериментальная база, включившая в себя, например, международные и национальные детские организации. Исследователям стоило бы уделить внимание тем формам работы, которые основаны или предусматривают использование современных средств коммуникации. Некоторые подразделы носят описательный характер и включают только элементы сравнительного анализа.  

Но, как говорится, «Дорогу осилит идущий!» Хочется искренне пожелать авторскому коллективу не утратить энтузиазма и вдохновения для того, чтобы продолжить прокладывать путь в непознанное, такое важное и нужное не только для педагогической теории и  практики, но для настоящего и будущего наших стран.   

Издание может быть интересно всем, кто принимает непосредственное участие в детском движении, а также представителям органов государственной власти, бизнеса, руководителям образовательных учреждений, родителям, студентам педагогических специальностей. 

Доктор педагогических наук,

профессор, старший научный сотрудник

Института педагогического образования и образования взрослых

Национальной Академии педагогических наук Украины

Лактионова Г.  М.

Файлы: