ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ (№3-2015)

Дата публикации: 
6 Июл 2015

Проблемы педагогического профессионализма, активно обсуждаемые теоретиками и практиками современного образования, остаются не только актуальными в течение ряда последних лет, но выдвигаются на первый план при анализе изменений в образовании и условий социализации подрастающего поколения. Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в образовании» (1819 февраля 2015 г.), посвященная 80-летию НГПУ, проводилась в рамках реализации исследовательского гранта Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ в области знания «Общественные и гуманитарные науки» (проект «Развитие педагогического профессионализма в меняющейся системе социального воспитания» − НШ-2486.2014.6). Организаторами конференции выступили:Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».

Общее количество участников конференции составило 1313 человек (очное участие − 1058, заочное − 255). Из них: руководителей образовательных учреждений – 175; преподавателей НГПУ – 149; студентов – 728. Общее количество иностранных участников конференции 73 (Украина 36, Казахстан 16, Узбекистан 11, Германия 5, Белоруссия 3, США 1, Канада 1). Среди участников конференции преподаватели и студенты различных вузов, учителя, представители Муниципальной системы образования г. Новосибирска, Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, педагогические работники дополнительной системы образования, научные педагогические работники, аспиранты, магистранты, студенты. В конференции приняли участие все субъекты Сибирского региона России.

На конференции обсуждались актуальные проблемы развития педагогического профессионализма в меняющихся социокультурных условиях. Рассматривались психолого-педагогические проблемы социального воспитания с учетом современных тенденций его развития и модернизации образования. Анализировался наиболее успешный опыт реализации современных образовательных программ педагогического образования.

На пленарном заседании с приветственным словом выступили:кандидат педагогических наук, доцент, проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВПО «НГПУ» Н. В. Алтыникова, начальник главного управления образования мэрии г. Новосибирска Н. Н. Копаева, председатель Новосибирской областной общественной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ С. Г. Сутягина

С докладамивыступили:кандидат педагогических наук, доцент, проректор по стратегическому развитию ФГБОУ ВПО «НГПУ» Алтыникова Наталья Васильевна («Перспективные направления развития педагогического образования»); адъюнкт-профессор университета Саймона Фрейзера, старший преподаватель по специальному образованию университетского колледжа Себастьяна Колоува (Танзания), профессор инклюзивного и специального образования университетского колледжа Пвани (Кения), почетный профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ», международный консультант и эксперт в области инклюзивного образования Зиглер Ричард (Канада) («Профессионализм педагогических работников в условиях инклюзивной практики»); доктор философских наук, научный сотрудник кафедры общей дидактики эмпирического исследованияурока Технологического университетаг. Дрезден Койнова-Цёльнер Юлия (Германия) («Мультипрофессиональная кооперация как индикатор профессионализма»); доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент СО РАН, почетный профессор Новосибирского государственного медицинского университета, действительный член Нью-Йоркской Академии Наук, член Всемирной организации здравоохранения Короленко Цезарь Петрович («Творческий потенциал ребенка: факторы воспитания, ограничивающие его развитие»); доктор Кёльнского университета, профессор Валькенхорст Филипп (Германия) («Профессионализм педагога в условиях пенитенциарной системы»); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института физико-математического и инфор­мационно-экономического образования ФГБОУ ВПО «НГПУ» Андриенко Елена Васильевна («Этические проблемы профессиональной деятельности педагога в условиях кризисной социокультурной ситуации»); доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Института истории, гуманитарного и социального образования ФГБОУ ВПО «НГПУ» Ромм Татьяна Александровна («Профессионализм педагога-воспитателя в контексте реализации прогностического подхода»).

Секционные заседания, проводившиеся в разных формах, отразили главные вопросы практической реализации новых контекстов педагогического профессионализма, а также специфику нормативно-правовой базы современного образования и требования, предъявляемые к теоретическим исследованиям по педагогике.

В рамках конференции были организованы:

  • · дискуссионная площадка «Профессиональная практика в условиях модернизации педагогического образования» (руководитель: Н. В. Алтыникова);
  • · профессионально-диалоговая площадка «Обсуждение проекта «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (20152025)» (руководители: Т. А. Ромм, Е. В. Богданова);
  • · мастер-класс «Образовательная робототехника как фактор развития политехнического образования» (ведущие: О. М. Осокина, А. В. Малков);
  • · образовательная площадка «Информационно-коммуникационные технологии в начальном образовании» (ведущие: З. В. Бродовская, Б. А. Шрайнер);
  • · проектно-аналитическая сессия «Профессиональный стандарт от разработки до внедрения» (руководители: Н. В. Алтыникова, И. В. Барматина);
  • · круглый стол «Профессионализм в социально-педагогической деятельности» (ведущие: З. И. Лаврентьева, Т. М. Черняева);
  • · мастер-класс «Использование планшетных технологий в образовательном процессе вуза» (ведущие: О. Ю. Асаянова, О. В. Рясная-Бередихина);
  • · образовательная площадка «Современные образовательные технологии в сфере дошкольного образования» (ведущие: Е. Б. Марущак, О. Е. Игнатенко, Ю. В. Забабурина);
  • · образовательный практикум «Интерактивная изостудия в системе дополнительного образования» (ведущие: О. В. Шаляпин, Е. В. Лисецкая, О. Г., Семенов);
  • · мастер-класс «Методы и приемы работы педагога в инклюзивном классе» (ведущие: А. Г. Ряписова, Р. Зиглер);
  • · мастер-класс «Принцип кооперативного взаимодействия в профессиональной сфере» (ведущая: Ю. Койнова–Цёльнер);
  • · мастер-класс «Использование планшетных технологий в образовательном процессе СПО» (ведущие: О. Ю. Асаянова, О. В. Рясная-Бередихина);
  • · мастер-класс «Педагогическая анимация – новые возможности в образовании» (ведущая: И. И. Шульга);
  • · секция «Работа с девиантными, социально-уязвимыми с детьми и взрослыми в контексте идей пенитенциарной педагогики» (руководители: О. О. Андронникова, Б. П. Морозов, Е. В. Гребенкин, Ф. Валькенхорст);
  • · секция «Прикладные исследования в области информационных технологий» (руководители: А. М. Лейбов, О. М. Осокина);
  • · круглый стол в редакции журнала «Сибирский педагогический журнал» «Развитие научной терминологии в педагогике: сравнительный аспект» (ведущие: Т. А. Ромм, Ю. Койнова-Цёльнер);
  • · мастер-класс «Использование планшетных технологий в образовательном процессе общеобразовательной школы» (ведущие: О. Ю. Асаянова, О. В. Рясная-Бередихина).

По материалам конференции опубликован сборник научных трудов в трех частях общим объемом 70 п. л.

Анализ выступлений, дискуссий участников, а также изданных научных трудов позволили сформулировать следующие предложения, которые были отражены в резолюции конференции.

  1. Провести серию семинаров-совещаний по вопросам организации педагогической практики.
  2. Подготовить перечень предложений в проект «Стратегии развития воспитания в РФ (20152025)» и представить его для обсуждения в Государственной Думе РФ.  
  3. Подготовить информационные материалы (программы повышения квалификации, учебно-методические пособия, программы мастер-классов и др.) о возможностях НГПУ по содействию в реализации «Стратегии развития воспитания в РФ (20152025)» для размещения на информационных ресурсах Главного управления образования мэрии г. Новосибирска.     
  4. Продолжить взаимодействие общеобразовательных организаций (г. Новосибирска, Новосибирской области) и вуза для развития совместной деятельности в области образовательной робототехники.
  5. Разработать концепцию создания в регионе Тренировочного ресурсного центра по Программе «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» на базе НГПУ.
  6. Продолжить развитие политехнического образования в Новосибирской области посредством внедрения программ образовательной робототехники в образовательных организациях различного уровня (дошкольное образование – высшее образование). Провести серию вебинаров по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании с ведущими специалистами РФ в данной сфере.
  7. Сформулировать предложения в Министерство образования и науки РФ для разработки стандарта социального педагога. Организовать на базе НГПУ курсы повышения квалификации для социальных педагогов. 
  8. Провести серию обучающих семинаров для всех субъектов образования НГПУ по использованию планшетных технологий с учетом предметной направленности обучения. 
  9. Организовать работу по обучению и более активному использованию педагогами в педагогической практике ДОО интерактивных инструментов с целью повышения эффективности образовательного процесса.  Распространить накопленный опыт по данной теме посредством издания статей и методических пособий.
  10. На основе созданной в НГПУ интерактивной изостудии, апробированной в практике образовательной деятельности, расширить  использование современных информационно-коммуникативных технологий в преподавании специальных художественных дисциплин: «Рисунок», «Живопись», «Композиция», «Пластанатомия».
  11. Открыть инновационную площадку «Научно-методическое сопровождение обновления содержания и форм дополнительного образования детей» на базе МКДОУ ДОД ДТДУМ «Юниор».
  12. Презентовать результаты работы конференции на дискуссионной площадке Городской школы профессионального мастерства заместителей директоров школ по воспитательной работе.
  13. Расширить сотрудничество с организациями среднего профессионального образования по подготовке педагогических кадров для сферы детского отдыха и оздоровления на основе идей педагогической анимации.

Большинство участников положительно отметили разнообразие интерактивных форм проведения секций; возможность прямой трансляции в режиме оnline; значительное увеличение количества участников и др.

В рамках конференции были подведены итоги Первого регионального конкурса профессионального мастерства, посвященного 80-летию ФГБОУ ВПО НГПУ, «Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем»,нацеленного на повышение качества образования, профессионального мастерства педагогов и совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в современных условиях. Конкурс проводился в два этапа: заочный (первый этап); очный (второй этап). Общее количество участников конкурса – 197 учителей.

В процессе подготовки и проведения конкурса решался целый ряд задач: поддержка перспективных идей и инновационных разработок педагогов;  выявление и распространение передового педагогического опыта; внедрение и генерализация инновационных образовательных технологий; поддержка креативных педагогов и повышение  престижа учительской профессии; актуализация мотивации профессионально-педагогической деятельности; создание инновационного пространства, объединяющего учителей для аккумуляции профессионального опыта; оптимизация моделей подготовки педагогических кадров и др.

В целом расширение научно-исследовательской и практической деятельности Новосибирского государственного педагогического университета в направлении формирования психолого-педагогической готовности педагогов к решению постоянно усложняющихся образовательных задач в современных условиях свидетельствует о значительных ресурсах и возможностях, которые необходимо использовать не только для развития педагогического профессионализма субъектов образования, но также модернизации всей системы профессиональной подготовки педагогов.

Н. В. Алтыникова

кандидат педагогических наук, доцент,

Новосибирск

Е. В. Андриенко

доктор педагогических наук, профессор,

Новосибирск