УДК: 
379
Фетисов Александр Сергеевич
Доктор педагогических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, asfet-2011@mail.ru, Воронеж
Кудинова Юлия Валерьевна
Кандидат исторических наук, доцент, Воронежский государственный педагогический университет, kudjulia@mail.ru, Воронеж

Ретроспектива профильных психолого-педагогических классов и технология их практической реализации в педагогическом вузе

Аннотация: 
В статье дан исторический экскурс развития психолого-педагогических классов, а также современное состояние сети психолого-педагогических классов в Российской Федерации. Показано значение психолого-педагогических классов в системе допрофессиональной педагогической подготовки. Цель статьи – проанализировать ретроспективу профильных психолого-педагогических классов и показать технологию их практической реализации в педагогическом вузе. Методология. Основными методами данной статьи стали: контент-анализ понятий «допрофессиональная педагогическая подготовка» и «психолого-педагогический класс», анализ научно-методической литературы, анализ историко-педагогических, нормативно-правовых и компаративистских источников, а также результатов отечественных и международных исследований профильных педагогических классов, их становления, специализации, особенностей проявления в разных регионах и модельной специфики. Результаты исследования. Выявлено, что идея создания профильных психолого-педагогических классов не нова. Проведенный историко-педагогический анализ показал, что педагогические классы возникли в середине XIX в. и связаны с историей формирования женского образования в России. За более чем вековую историю педагогические классы приобретали новые форматы, несколько раз упразднялись и снова возрождались. Новый период в истории профильных психолого-педагогических классов начался в 2021 г. с принятием Концепции профильных психолого-педагогических классов. Показана технология практической реализации Концепции профильных психолого-педагогических классов в педагогическом вузе на примере одной из моделей. Проанализирован опыт организации психолого-педагогических классов в Воронежской области. В заключении сделаны выводы о важности психоло-педагогических классов в системе непрерывного педагогического образования, а также интеграции педагогически одаренных школьников в профессиональное сообщество на этапе обучения в школе. Различная модельная организация в образовательной практике психолого-педагогических классов способствует повышению статусности педагога, о чем свидетельствует и практика Воронежского региона на примере Воронежского государственного педагогического университета.
Ключевые слова: 
профильные психолого-педагогические классы; концепция психолого-педагогических классов
Библиографический список: 

1. Шленев А. К. Педагогический класс как субъект воспитательной системы школы: автореф. дис. … канд. пед. наук наук. – Ярославль, 2000. – 22 с.
2. Габдулхаков В. Ф. О механизмах повышения эффективности педагогического образования // Высшая школа педагогики для образования будущего: коллективная монография / Г. Н. Скударёва, О. А. Милькевич [и др.]; под общ. ред. Г. Н. Скударёвой, О. А. Милькевич. – Орехово-Зуево: ГГТУ, 2019. – С. 10–17.
3. Скударёва Г. Н., Бенин В. Л. Педагогический класс как субъект допрофессионального педагогического образования [Электронный ресурс] // Педагогический журнал Башкортостана. – 2021. – № 3 (93). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-klass-kak-subekt-dopro... (дата обращения: 20.01.2024).
4. Ellen S. Amatea, Kacy Mixon, Shannon McCarthy. Preparing Future Teachers to Collaborate With Families Contributions of Family Systems Counselors to a Teacher Preparation Program // The Family Journal: Counseling and Therapy for Couples and Families. – 2012. – № 21 (2). – Р. 136–145.
5. Bulueva S. I., Gadaborsheva Z. I., Mungieva N. Z. Psychological Prerequisites For Pupils’ Professional Self-Determination In Senior School Age // Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. – 2022. – Vol. 128. – P. 107–115.
6. Гукаленко О. В., Ускова И. В. Формирование готовности педагогов к организации ценностно ориентированной внеурочной воспитательной деятельности: методологические подходы и образовательная практика // Оте-чественная и зарубежная педагогика. – 2023. – Т. 1. – № 5 (95). – С. 22–42.
7. Педагогические классы как основа взаимодействия школы и педагогического вуза: история и современность: коллективная монография / О. И. Березкина, М. А. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.]; отв. ред. Н. В. Карнаух; науч. ред. Н. В. Карнаух, О. В. Селезнева. – Благовещенск: Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. – 184 с.
8. Педагогический класс: старт профессиональной траектории: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. Т. М. Пономарева, О. В. Чукаев, Н. И. Ешкина, М. А. Кувырталова, А. М. Лыкова, Н. В. Савельева, А. А. Сергеева. – Тула: ТППО, 2022. – 345 с.
9. Якимов О. Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте [Электронный ресурс] // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – 2020. – № 2 (107). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-klassy-kak-sotsiokultu... (дата обращения: 20.01.2024).
10. Каспржак А. Г. Допрофессиональная подготовка учеников и ее место в учебном плане педагогической гимназии // Педагогические классы – первое звено в педагогической подготовке учителя: материалы науч.-практ. конф., посвященной 20-летию педагогических классов г. Москвы. – М.: МПГУ, 2000. – С. 45–59.
11. Артемьева Л. Н., Мухамедьярова Н. А. Особенности допрофессиональной педагогической подготовки школьников на базе организаций высшего образования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 4. – С. 292–298.