УДК: 
371.3:37.015.3
Шишарина Наталья Викторовна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики педагогического института, Иркутский государственный университет, nshisharina@yandex.ru, Иркутск

Идеи коллаборации и конвергенции в воспитании: к сущности понятий

Аннотация: 
Искусственный интеллект, дистанционные и гибридные форматы, интернет-вызовы, позволяющие находить оригинальные идеи в образовательном пространстве, актуализируют такие ресурсные контенты, как коллаборация и конвергенция, которые создают возможности для совершенствования воспитания как сложного явления вызовов и возможностей, смыслов и ценностей в изменяющемся мире. Цель статьи. Методологически обосновать и теоретически разработать модель воспитания, в основе которой лежат идеи двух инновационных парадигм – коллаборации и конвергенции, раскрыть их сущностную ресурсную характеристику относительно феномена «воспитание». Методология. Основу методологии разработанной нами модели составляют идеи научной школы Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, П. В. Степанова, Т. А. Ромм, М. В. Шакуровой. Системный и междисциплинарный подходы легли в основу отбора содержания и видов воспитательной деятельности при организации и реализации процесса воспитания. Коллаборация и конвергенция как педагогические явления междисциплинарного подхода составляют методологическое целостное ядро модели, которая характеризуется организованностью, открытостью, внутренней активностью, динамизмом и интегрированностью, перспективной кооперацией. Заключение. Анализ источников позволил нам раскрыть сущность понятий «коллаборация» и «конвергенция». В ходе исследования нами установлено два факта: с одной стороны, коллаборация и конвергенция – это инструменты и механизмы совершенствования организации воспитания; с другой – синтез идей коллаборации и конвергенции создает условия для ценностного и смыслового пространства в совершенствовании и обогащении феномена современного воспитания. Авторский вклад состоит в теоретико-методологическом обосновании и разработке модели, основанной на идеях коллаборации и конвергенции в воспитании, дана ее сущностная характеристика. Расширено представление и смысл организации процесса воспитания, основанного на идеях конвергенции и коллаборации; разработано 10 характеристик, объединяющих эти два явления в процессе воспитания для эффективного достижения цели.
Ключевые слова: 
воспитание; воспитательная деятельность; модель воспитания; коллаборация и конвергенция в воспитании
Библиографический список: 

1. Myers J. J. Cooperative Learning in History and Social Sciences: An Idea Whose Time Has Come // Canadian Social Studies. – 1991. – Vol. 26 (2). – P. 60–64.
2. Балышев П. А. Коллаборативное обучение: к сущности понятия // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 1. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN123.pdf (дата обращения: 02.11.2023).
3. Петросянц Д. В. Коллаборации российских университетов: синергия тройной спира-ли // Россия: тенденции и перспективы развития. – 2022. – № 17-2. – С. 550–554.
4. Dillenbourg P., Baker M., Blaye A. & O’malley C. The evolution of research on collaborative learning // E. Spada & P. Reiman (Eds) Learning in Humans and Machine: Towards an interdisciplinary learning science. – 1996. – P. 189–211.
5. Panitz T. Collaborative versus Cooperative Learning: A Comparison of the Two Concepts Which Will Help Us Understand the Underlying Nature of Interactive Learning. – 1999. – 13 р.
6. Антипина Е. А. Региональная политика нового поколения: постановка задачи в сфере человеческого капитала // Человеческий капитал. – 2014. – № 4. – С. 41–45.
7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 240 с.
8. Ковальчук М. В., Нарайкин О. С., Яциши-на Е. Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 3–11.
9. Вашкевич А. В., Ермаков А. Г., Белянкина В. А. Проблемы и перспективы использования коллаборативных технологиий в образовательной деятельности // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 2. – С. 256–260. DOI: https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-256-260.
10. Максименкова О. В., Незнанов А. А. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения? // Университетское управление: практика и анализ. – 2019. – Т. 23, № 1–2. – С. 101–110.
11. Ромм Т. А., Ромм М. В. Воспитание в цифровую эпоху // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2021. – Т. 10, вып. 4 (40). – С. 360–366. DOI:
https://doi.org/10.18500/2304-9790-2021-10-4-360-366
12. Дементьева А. А. Теория конвергенции в истории экономической науке // Московский экономический журнал. – 2021. – № 7. – С. 506–516.
13. Майхрович М.-Я. Экономическая конвергенция стран мира в 1992–2022 гг. // Современная мировая экономика. – 2024. – № 1 (4). DOI: https://doi.org/10.17323/2949-5776-2023-1-4-48-71.
14. Al-Samarraie H., Saeed N. A systematic review of cloud computing tools for collaborative learning: Opportunities and challenges to the blended-learning environment // Computers & Education. – 2018. – № 124. – P. 77–91.
15. Шишарина Н. В. Конвергентная модель цифровой гигиены в современном воспитании // Сибирский педагогический журнал. – 2023. – № 5. – С. 35–42. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54740896
16. Шишарина Н. В. Цифровая гигиена в воспитании детей и подростков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2023. – Т. 12, № 1 (42). – С. 73–76. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50731634