УДК: 
378+159.923
Абрамова Виктория Вячеславовна
старший преподаватель Института детства, Новосибирский государственный педагогический университет, virtal.abramova@yandex.ru, Новосибирск

Сущностные характеристики субъектно-профессиональной позиции будущих педагогов

Аннотация: 
Введение. Статья посвящена исследованию современных подходов к изучению сущности субъектной профессиональной позиции будущих педагогов. Затронуты вопросы отличия субъектно-профессиональной позиции действующих педагогов и будущих педагогов, становление позиции которых происходит в условиях квазипрофессиональной деятельности. Цель статьи – теоретически обосновать особенности субъектно-профессиональной позиции будущего педагога, выделить ее компоненты и охарактеризовать типы позиций. Методология и методы исследования. В ходе исследования изучено содержание статей, монографий и диссертаций по изучаемой проблеме с акцентом на издания пяти последних лет, которые составили базу для проведения контент-анализа. Аналитический обзор научной литературы в смежных науках (педагогика, психология, социология) и ее комплексный анализ позволили создать представление о современном понимании феномена «субъектно-профессиональная позиция педагога», его структуры и содержания. Результаты исследования. В своем исследовании под субъектно-профессиональной позицией личности будущего педагога мы понимаем интегративную характеристику личности, отражающую избирательное, инициативно-ответственное, преобразовательное отношение к самому себе, к людям, к профессиональной деятельности. Субъектно-профессиональная позиция будущего педагога включает следующие структурные компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, регулятивно-деятельностный. По актуальному состоянию указанных компонентов можно определить тип субъектно-профессиональной позиции будущего педагога: созерцательно-конформистская позиция, функционально-действенная позиция, позиция самовыражения, позиция самоутверждения, созидательно-преобразующая позиция. Субъективно-профессиональная позиция будущего педагога содержательно отличается от субъективно-профессиональной позиции состоявшегося педагога. Заключение. Анализ педагогической и психологической литературы выявил, что существует множество названий, обозначающих по сути одно и то же явление. Поскольку изучаемое явление является сложным, многоаспектным психолого-педагогическим феноменом, то ученые в контексте своих исследований держат фокус и делают акцент на какой-то конкретной его грани. В результате появились понятия «педагогическая позиция педагога», «профессионально-личностная позиция педагога», «субъектно-профессиональная позиция педагога» и другие варианты.
Ключевые слова: 
профессиональная позиция; будущие педагоги; профессиональная подготовка; субъектность; профессиональное самосознание; профессиональный рост; самосовершенствование; профессиональная идентичность
Библиографический список: 

1. Абрамова В. В. Воспитательная компетентность будущего педагога: вопросы терминологии // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: Материалы VII Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2020. – С. 11–13.
2. Lucas-Mangas S. et al. Emotional intelligence, psychological well-being and burnout of active and in-training teachers // International Journal of Environmental Research and Public Health. – 2022. – Vol. 19. – № 6. – P. 3514.
3. Cook J. W. Sustainability, human well-being, and the future of education. – Springer Nature, 2019. – 435 p.
4. Полухина О. П., Никитина О. А. Особенности формирования профессионально-личностной позиции обучащихся в эпоху цифровизации // Профессионально-личностное развитие будущих специалистов в среде научно-образовательного кластера: Материалы 14-й Международной научно-практической конференции. – Казань: Редакционно-издательский центр «Школа», 2020. – С. 360–364.
5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 208 с.
6. Лыткина А. В., Елисеева В. К. Субъектно-профессиональная позиция будущего учителя как способ организации собственной жизнедеятельности // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2011. – № 7. – С. 146–151.
7. Пушкина О. В. Синергетические принципы и условия их реализации в процессе формирования субъектно-профессиональной позиции педагога // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 6 (85). – С. 109–111.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2007. – 713 с.
9. Репринцева Г. А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 2. – С. 7–15.
10. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Развитие субъектной профессионально-личностной позиции педагога в практикоориентированной подготовке // Человек и образование. – 2018. – № 3 (56). – С. 21–28.
11. Сластенин В. А. Сластёнин: избранные труды. – М.: Издательский дом «Магистр-Пресс», 2000. – 488 с.
12. Лыткина А. В. Формирование субъектно-профессиональной позиции будущего учителя в учебно-воспитательном процессе вуза и в ходе непрерывной педагогической практики: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Ставрополь, 2011. – 27 с.