УДК: 
378.147; 37.02
Шутенко Андрей Иванович
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, институт экономики и менеджмента, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, avalonbel@mail.ru, Белгород

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация: 
Цель статьи заключается в обосновании необходимости опосредованного внедрения современных информационных технологий в образовательный процесс вуза через развитие сети разнообразных образовательных коммуникаций. В представленной концепции описывается личностно развивающий ресурс образовательных коммуникаций, который ак-тивизируется посредством развертывания таких компонентов, как: информационный, инте-рактивный, коммуникативный, гностический, операциональный, отношенческий, интенци-альный, ценностно-смысловой. Раскрываются ведущие признаки образовательных комму-никаций: диалогичность, сотрудничество, персонализация, академичность, предметность, а также уровни их функционирования: межличностный, групповой, институциональный. В качестве рекомендательной базы для внедрения образовательных коммуникаций в образова-тельный процесс в концепции излагаются основные психолого-педагогические принципы их применения: адресность, доступность, избыточность, разносторонность, рефлексивность, сензитивность, синергичность, обновляемость.
Ключевые слова: 
образовательные коммуникации, высшая школа, информационные технологии, персонализация образования, структурно-нормативные особенности образовательных коммуникаций.
Библиографический список: 

1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. / под науч. ред. О. И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – М.: Дом педагогики, 2006. – 231 с.
3. Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникатив-ное образование // Сибирь. Философия. Образование. – 2002. – № 6. – С. 37–47.
4. Меламуд В. Э. Информатизация образования как условие его модернизации. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004. – 464 с.
5. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения. – Орел: Орел-ГТУ, 2000. – 145 с.
6. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогические и технологические аспекты). – М.: ИИО РАО, 2007. – 234 с.
7. Ситаров В. А., Шутенко А. И. Содержание образования в контексте личностного измерения вузовской подготовки // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 234–241.
8. Ситаров В. А., Шутенко А. И., Шутенко Е. Н. Образ современной молодежи в контексте самореализации в вузовском обучении // Сибирский педагогический журнал. – 2007. – № 10. – С. 313–326.
9. Федоров А. В., Челышева И. В. Медиаобразование в современной Рос-сии: основные модели // Высшее образование в России. – 2004. – № 8. – С. 34–39.
10. Шутенко А. И. Кризис высшей школы: испытание постмодернизмом // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 5. – С. 197–203.
11. Шутенко А. И. Развитие образовательных коммуникаций в современном вузе // Высшее образование в России. – 2011. – № 7. – С.80–86.
12. Шутенко Е. Н. Субъективно-значимые критерии самореализации студентов в процессе вузовской подготовки // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. – 2014. – № 3. – С. 198–202.