УДК: 
378+796+61
Кизько Александр Петрович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет, a.p.kizko@mail.ru, Новосибирск
Кизько Елена Александровна
Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Новосибирский государственный технический университет, alena_ kizko@mail.ru, Новосибирск

КРИТЕРИЙ ОПТИМАЛЬНОСТИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ СТУДЕНТОВ

Аннотация: 
В статье рассмотрен один из важных факторов, обеспечивающих эффективность урочных форм физического воспитания студентов. Уточнено понятие критерия оптимальности физической нагрузки. На основании экспериментальных исследований установлена количественная мера объема беговой нагрузки разной направленности действия, соответствующая критерию оптимальности физической нагрузки у студентов непрофильного вуза. Полученные экспериментальные данные могут быть объективным ориентиром для студентов других высших учебных заведений.
Ключевые слова: 
критерий оптимальности, развивающая беговая нагрузка студентов
Библиографический список: 

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно- ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 5. – С. 19–20.
2. Буров А. Э., Ерохина О. А., Федотова О. В. и др. Результаты мониторингового исследования двигательного развития студенческой молодежи на основе апробации физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Фундаментальные исследования: Педагогические науки. – 2014. – № 6. – С. 1278–1281.
3. Виленский М. Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 27–32.
4. Данилова Н. В. Нормирование двигательного режима в процессе физического воспитания молодежи: дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 126 с.
5. Кизько А. П. Совершенствование системы управления функциональной подготовкой спортсменов на основе причинно-следственных закономерностей (на примере лыжных гонок): монография. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2009. – 400 с.
6. Козлов А. В. Альтернативная методика спортивно- ориентированного физического воспитания студентов гуманитарных вузов: дис. … канд. пед. наук. – Воронеж, 2006. – 178 с.
7. Румба О. Г., Богоева М. Д., Горелов А. А. Построение процесса физического воспитания студентов специальной медицинской группы с ограниченными возможностями сердечно-сосудистой системы: монография. – Белгород: ПОЛИТЕРРА, 2011. – 172 с.
8. Кулаков В. Н. Рациональная структура тренировки бегунов – стайеров на основе комплексных показателей нагрузки: дис. … канд. пед. наук. – М., 1981. – 155 с.
9. Лубышева Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студента: дис. … д-ра пед. наук. – М., 1992. – 476 с.
10. Огольцов И. Г. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – 127 с.
11. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
12. Полянский В. П. Тенденции дальнейшей разработки теории и технологии непосредственно прикладной физической культуры // Теория физического воспитания и общая теория физической культуры: состояние и перспективы: материалы междунар. науч. конф. посвящ. 100-летию со дня рождения Александра Дмитриевича Новикова (Москва, 26–27 мая 2006 г.). – М.: Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2006. – С. 60–71.
13. Салимов М. И., Афанасьев Е. А., Вадутов Р. Р. Мониторинг состояния здоровья студентов Екатеринбургского филиала Уральского государственного университета физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 1. – С. 68–72.
14. Скалиуш В. И., Таланцев А. Н. Сравнительный анализ показателей физического развития, функциональной и двигательной подготовленности студентов «неспортивных» профилей вуза физической культуры // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 5. – С. 67–71. 15. Шуняева Е. А. Эффективность воздействия средств фитнеса на развитие физических качеств студенток педагогического вуза 18–20 лет // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2014. – № 10. – С. 83–85.
16. Шилько В. Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: дис. … д-ра пед. наук. – Томск, 2003. – 481 с.
17. Lakka T. A., Bouchard C. Physical activity, obesity and cardio-vascular // Handb. Exp. Pharmacjl. – 2005; (170). – P. 137–163. 18. Oster P., Pfisterer M., Hauer K. Körperliches Training im Alter // Z. Gerontol. Geriatr. – 2005. – 38 Suppl 1. – S. 10–13.