УДК: 
372.893
Олейников Игорь Валерьевич
Кандидат исторических наук, Доцент кафедры Отечественной и всеобщей истории Институт истории, гуманитарного и социального образования (ИИГСО), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет», oleynikov_i@mail.ru, Новосибирск

Проблемы «включения» истории стран Восточной Азии в курс истории средних веков (по материалам учебников для 6 класса средней школы первого десятилетия XXI в.)

Аннотация: 
Проблема и цель. Актуальность модернизации направления и фактологического содержания материалов, содержащихся в учебниках по истории, обусловлено рисками фальсификации описываемых событий прошлого и проблемами с реализацией заявленных целей в социально-гуманитарном знании. Цель статьи – провести анализ содержания, построения и фактического наполнения материалов учебников для шестых классов средней школы первого десятилетия XXI в., в части посвященной истории восточноазиатского региона, а также сравнить эти материалы с задачами, которые были сформулированы в Законе «Об образовании» и Приказе Министерства образования Российской Федерации «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», что может показать соответствие или не соответствие между указанными элементами. Методология. Методологической основой работы являются общенаучные принципы диалектического подхода и историзма, их последовательное применение к изучению исторической проблематики предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно историческом контексте. Принцип историзма, явившийся методологической основой нашей работы, предопределил и методику исследования. Заключение. В государственном стандарте первого поколения внимание истории стран Восточной Азии уделено крайне мало и сформулированы аспекты изучения в самом общем виде, тем не менее в рамках предпринятого исследования выявлен целый ряд проблем, связанных с не всегда корректным описанием истории Китая и Японии, в результате соответствие между регулирующими документами и материалами учебников вряд ли можно назвать полным. Можно предположить, что это послужило основанием для принятия изменений и в государственном стандарте, и в последующих учебниках по Истории.
Ключевые слова: 
учебник, 6 класс средней школы, история стран Восточной Азии, история Китая, история Японии, школа, ученики
Библиографический список: 

1. Бехтенова Е. Ф., Хлытина О. М., Зверев В. А., Зверева К. Е., Кузнецова Т. А., Лейбова Е. К., Родигина Н. Н., Сидорчук О. Н., Татарникова А. И., Хлытина О. М., Худяков В. Н. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск, 2011. – 288 с.
2. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е издание. – М.: Русское слово, 2007. – 319 с.
3. Брандт М. Ю. Всеобщая история. История средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. – 8-е изд. стер. – М.: Дрофа, 2008. – 336 с.
4. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
5. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 136 с.
6. Дацышен В. Г. Проблема «включения истории народов и стран Азии в мировую историю» и современное образование // Новые исследования Тувы. – 2010. – № 2. – С. 238–243.
7. Дреж Ж.-П. Марко Поло и Шелковый путь = Marco Polo et La Route de La Soie / пер. И. Бородычевой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 192 с.
8. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ). – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ca64c6f50efa15f0d85d... (дата обращения: 07.01.2019).
9. Имангожина О. З. Основные направления развития теории школьного учебника [Электронный ресурс] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-5. – С. 899–901. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8050 (дата обращения: 07.01.2019).
10. Искровская Л. В., Фёдоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс / под. ред. академика РАН В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2010 – 303 с.
11. Конфуций. Лунь Юй. – М.: Восточная литература, 2001. – 180 с.
12. Крючкова Е. А. Роль и место учебника истории нового поколения в историко-педагогической литературе // Академический вестник: Academia АПК и ПРО. – 2004. – № 12. – С. 75 – 80.
13. Кузнецов Д. В. Общественное мнение и международные проблемы современности в контексте изучения истории Азии // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск – Железногорск, 2007. – Вып. 2. – С. 83–90.
14. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII–XIII вв.). – М.: Наука, 1984. – 336 с.
15. Мерк Е. В. Преподавание истории Азии: сравнительный анализ школьных программ за 1980–2000-е гг. // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск – Железногорск, 2007. – Вып. 2. – С. 124–132.
16. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. – URL: http://www.edu.ru/documents/view/61154/ (дата обращения: 07.01.2019).
17. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. – URL: http://www.edu.ru/file/docs/2004/03/61154.pdf (дата обращения: 07.01.2019).
18. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья / пер. со старояпонского В. Марковой. – М.: Художественная литература, 1975. – 368 с.
19. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). С. 163–167.
20. Wood F. Did Marco Polo go to China?. – London, 1995. – 208 p.