УДК: 
37.011.32
Тасимова Надежда Владимировна
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагог дополнительного образования, муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования города Ульяновска «Центр детского технического творчества № 1», tasimova.nad@yandex.ru, Ульяновск

Изучение самопонимания младшего подростка в воспитывающей деятельности с использованием Интернета

Аннотация: 
Проблема и цель. Статья посвящена вопросу разработки модели изучения самопонимания младшего подростка с позиции психолого-педагогического подхода. Цель статьи – теоретическое и эмпирическое обоснование модели изучения самопонимания младшего подростка в воспитывающей деятельности с использованием Интернета. Методология. В основе работы лежит анализ научной литературы по проблеме, метод моделирования. В исследовании использовались эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа, качественная и количественная интерпретация полученных данных. Результаты исследования. Исследование проводилось на основе модели самопонимания как психолого-педагогической категории, включающей в себя: фазы генетического, структурного и системного самопонимания; воспитывающей деятельности с использованием Интернета как интеграции педагогической деятельности и деятельности подростка в совместную деятельность. Сформулированы исходные положения, на которых основывается исследование: сущность и структура самосознания, анализ самопонимания как его части, операциональное определение самопонимания, на основе которых предложена модель оценки его фаз: генетического самопонимания, структурного самопонимания. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы по развитию самопонимания младшего подростка в воспитывающей деятельности с использованием интернета. Заключение. Сделан вывод о том, что реализация модели воспитывающей деятельности с использованием Интернета становится средством развития самопонимания младшего подростка, если деятельность выстроена вокруг ценностей общения, самореализации и понимания себя, позволяющих эффективно решать возрастные задачи подросткового периода.
Ключевые слова: 
младший подросток, самосознание, самопонимание, воспитывающая деятельность, Интернет, модель, эмпирическое исследование.
Библиографический список: 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / пер. c англ.; ред. В. Я. Пилиповский. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4: Детская психология [Электронный ресурс]. – URL: http://psychlib.ru/mgppu/VPp-1929/VPp-504.htm#n27 (дата обращения: 22.05.2020).
4. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! – М.: Пед. о-во России, 2000. – 253 с.
5. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006. – 304 с.
6. Поляков С. Д. Коллективное творческое воспитание: перезагрузка. – М.: Нац. кн. центр: Сентябрь, 2016. – 176 с.
7. Бершадский М. Е. Понимание как педагогическая категория. (Мониторинг когнитивной сферы: понимает ли ученик то, что изучает). – М.: Пед. поиск, 2004. – 176 с.
8. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / сост. П. В. Степанов. – М.: Пед. о-во России, 2002. – 32 с.
9. Bingham Ch., Sidorkin A. M. No Education without Relation. Foreword by Nel Noddings. New York; Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; Oxford; Wien, 2004. – 190 p.
10. Hatzimoysis A. Self-Knowledge. – OUP Oxford, 2011. – 304 p.
11. Howell R. J. Self-Knowledge and Self-Reference // Philosophy and Phenomenological Research. – 2006. – Vol. 72, no. 1. – P. 44–70.