ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Дата публикации: 
29 Окт 2015

В течение трех дней – 23–25 сентября 2015 г. в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования в Новосибирском государственном педагогическом университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования». Государственным заказчиком организации данного мероприятия выступило Министерство образования и науки Российской Федерации, соисполнителями стали ГБОУ ВО «Московский городской психолого-педагогический университет» и ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет» при поддержке Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области.

Психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК) созданы с целью организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания. Мультидисциплинарная команда специалистов составляет коллегиальное заключение и программу специальной (коррекционной) помощи, обобщающую рекомендации для решения имеющейся проблемы в каждом персональном случае.

Первая в Российской Федерации научно-практическая конференция посвящена деятельности территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий. Ее цель – выработка стратегий решения проблемных вопросов проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, анализ опыта апробации диагностических пакетов в субъектах РФ, обсуждение организационных моделей деятельности ПМПК и вопросов стандартизации диагностического инструментария, анализ опыта эффективного взаимодействия с Федеральным бюро медико-социальной экспертизы.

Место проведения конференции выбрано не случайно. Опыт Новосибирской области в развитии инклюзивного образования и системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностям здоровья получил высокую оценку профессионального сообщества и, по мнению заместителя министра образования и науки РФ В. Ш. Каганова, опыт области может быть интересен и достоин для представления на уровне Российской Федерации. По итогам II Всероссийского конкурса «Инклюзивная школа России» (2015 г.), организованного Институтом проблем инклюзивного образования ГБОУ ВО «МГППУ» и РООИ «Перспектива» при поддержке Минобрнауки РФ, участники из Новосибирской области победили в двух из шести номинаций:

-          «Лучший ресурсный центр по инклюзивному образованию» – ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования»;

-           «Лучшая практика психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования» – МБОУ Верх-Тулинская общеобразовательная школа №1.

Лауреатом конкурса стало МКОУ С(К)НШ № 60 «Сибирский лучик».

Кроме того, по итогам VII Всероссийского конкурса психолого-педагогических программ  «Новые технологии для “Новой школы”», организованного в 2015 г. Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерациисовместно с Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России», ГБОУ ВО «МГППУ» и Центром практической психологии образования, авторы трех психолого-педагогических программ из Новосибирской области стали лауреатами.

Это не первые победы в профессиональных конкурсах. В 2012 и 2013 гг. специалисты ГБОУ НСО ОЦДК также стали  лауреатами Всероссийского конкурсапсихолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”». Все программы рекомендованы Федерацией психологов образования России к использованию в образовательных организациях.

Представление региональной специфики деятельности психолого-медико-педагогических комиссий и ее организационно-управленческой модели на Всероссийской научно-практической конференции способствовало решению актуальных вопросов обеспечения качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В установленный срок для участия в конференции зарегистрировались  581 человек, а фактически приехали 728 участников из 45 регионов Российской Федерации: руководители и специалисты территориальных и центральных психолого-медико-педагогических комиссий; руководители центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи; специалисты органов управления образованием; специалисты учреждений здравоохранения и социальной защиты; руководители, учителя и педагоги-психологи общеобразовательных организаций; преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты вузов; родители.

На открытии конференции собравшихся приветствовали ректор НГПУ А. Д. Герасёв и депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6-го созыва по Новосибирской области, заместитель председателя комитета по образованию И. В. Мануйлова. В работе конференции приняли участие представители Министерства образования и науки РФ – И. О. Терёхина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, которая обратилась с приветственными словами в адрес участников конференции, и Л. П. Фальковская,  начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ, кандидат психологических наук, выступившая с докладом на пленарном заседании и ставшая модератором заключительного этапаконференции.

Работа конференции началась с пленарного заседания в актовом зале главного корпуса НГПУ, в ходе которого докладчики представили различные актуальные проблемы деятельности ПМПК:

–Фальковская Лариса Павловна, начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации, кандидат психологических наук: «Задачи системных изменений в деятельности ПМПК в современных условиях обеспечения прав на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»;

– Явкина Ольга Юрьевна, советник отдела надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительно власти субъектов РФ: «Проблемы организации деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в субъектах Российской Федерации»;

– Нелюбов Сергей Александрович, министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, доктор педагогических наук:«Повышение качества и доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как приоритетное направление региональной образовательной политики»;

–Алёхина Светлана Владимировна, проректор по инклюзивному образованию ГБОУ ВО «МГППУ», кандидат психологических наук:«Роль ПМПК в развитии инклюзивного процесса в современном образовании»;

–Чепель Татьяна Леонидовна, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «НГПУ», научный руководитель ГБОУ НСО ОЦДК,  кандидат психологических наук:«Ценностно-смысловые основы деятельности ПМПК как основного компонента психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей»;

–Самуйленко Светлана Васильевна, директор ГБОУ НСО ОЦДК:«Региональная специфика оказания услуг по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в Новосибирской области»;

–Барковская Ольга Сергеевна, заместитель руководителя по экспертной работе ФГУ «ГБМСЭ по Новосибирской области», кандидат медицинских  наук:«Особенности взаимодействия Бюро медико-социальной экспертизы и ПМПК при определении специальных условий получения образования детьми с инвалидностью»;

– Семаго Михаил Михайлович,  ведущий научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования  ГБОУ ВПО МГППУ, кандидат  психологических наук:«Роль международной классификации функционирования в деятельности ПМПК».

В конце первого дня работы конференции в четырех поточных аудиториях НГПУ состоялись тематические дискуссии:«Стандартизация деятельности ПМПК», «Диагностические пакеты в деятельности ПМПК», «Вопросы взаимодействия ПМПК и психолого-медико-педагогического консилиума», «Адаптированная образовательная программа как специальное образовательное  условие»,которые вызвали большой профессиональный интерес и активное обсуждение.

Во второй день работа конференции была организована на шести площадках в образовательных организациях Новосибирска и Новосибирской области:

-          «Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия  как стратегический ресурс организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: региональная специфика», центральная ПМПК (ГБОУ НСО ОЦДК);

-          «Организационная модель деятельности территориальной ПМПК», городская ПМПК (ГЦОиЗ «Магистр»); 

-          «Психолого-медико-педагогический консилиум как основополагающее условие обеспечения непрерывности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра», НОУ СОШ «Аврора»;

-          «Технологизация сопровождения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в условиях комплекса “детский сад – школа”», МКОУ С(К)НШ №60 «Сибирский лучик»;

-          «Специфика деятельности территориальной ПМПК в условиях сельской местности», пос. Краснообск Новосибирского района Новосибирской области, МКОУ«Центр диагностики и консультирования» (Центр сопровождения «Янтарь»);

-          «Стандартизация деятельности ПМПК и проблемы межведомственного взаимодействия»,пгт. Мошково Новосибирской области, Мошковский филиал ГБОУ НСО ОЦДК.

В третий день работы конференции на пленарном заседании состоялись выступления модераторов от площадок – группы сотрудников Института проблем инклюзивного образования ГБОУ ВО «МГППУ» – Е. Н.Кутеповой, зам. директора, кандидата педагогических наук, доцента; Е. Е.Цветковой, руководителя ресурсного центра по апробации примерных пакетов диагностических методик  в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий; М. М.Семаго, ведущего научного сотрудника, кандидата психологических наук, доцента;Н. Я.Семаго, старшего научного сотрудника, кандидат психологических наук, доцента.

Участникам была предоставлена уникальная возможность задать актуальные проблемные вопросы и получить на них ответы от ведущих методологов и опытных практиков. Завершилась Всероссийская научно-практическая конференция «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования» принятием резолюции и предложением о создании профессиональной Ассоциации специалистов ПМПК страны.

С.В. Алехина,

кандидат психологических наук, доцент,

 проректор по инклюзивному образованию

ГБОУ ВО «МГППУ»,

директор Института проблем

инклюзивного образования,

Н.В. Алтыникова,

кандидат педагогических наук, доцент,

проректор по стратегическому

развитию ФГБОУ ВПО «НГПУ»,

А.Г. Ряписова,

кандидат педагогических наук, доцент,

зав. кафедрой психологии и педагогики ИЕСЭН

ФГБОУ ВПО «НГПУ»